Лунный алфавит. Луна и Алфавит. Неопределенное состояние в арабском языке

15.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
Главная -> Энциклопедия ->

В каком алфавите есть солнечные и лунные буквы?

В арабском.

В арабском есть определенный артикль ﻞﺃ ("аль). У звука [l] (л) этого артикля есть особенность, он может уподобляться некоторым согласным в начале слова. Т.е. ассимилироваться. С точки зрения уподобления (ассимиляции) [l] (ль) все звуки делятся на две группы:

1. солнечные, с которыми "ль" ассимилируется (та, са, даль, заль, ра, зай, син, шин, сад, дад, та, за, лям, нун)
2. лунные, перед которыми "ль" сохраняется (алиф, ба, джим, ха, ха, `айн, гайн, фа, каф, каф, мим, ха, вав, йа)

Уподобление (ассимиляция) "ль" солнечному согласному выражаеся в удвоении солнечного. Т.е. мы пишем артикль "аль, но произносим вместо "ль" солнечный звук.

Например:
пишем аль + шамс, а произносим аШ+Шамс "солнце"
пишем аль+камар и произносим аЛь+Камар

Название солнечных и лунных букв происходит от произношения в примерах этого артикля "аль". Т.е., если звук "ль" уподобляется первой букве слова, как в примере про солнце, то это солнечная буква. Если "ль" остается "ль", то это лунная буква.

Основным морфологическим средством выражения определенности (известности) имени является определенный артикль اَلْ [аль]. Данный артикль является общим для всех имен (независимо от рода и числа), прибавляется к началу слова и пишется с ним слитно. При прибавлении определенного артикля опускается и остается лишь гласная (выражаемая огласовкой), символизирующая собою падежное окончание имени, например:

Неопределенное состояние в арабском языке:

какой-то дом (им.падеж) - بَيْتٌ

какой-то дом (род.падеж) - بَيْتٍ

какой-то дом (вин.падеж) - بَيْتًا

Определенное состояние в арабском языке:

дом известный (им.падеж) - اَلْبَيْتُ

дом известный (род.падеж) - اَلْبَيْتِ

дом известный (вин.падеж) - اَلْبَيْتَ

При прибавлении определенного артикля, помимо опускания танвинного окончания, происходят изменения внутри слова в зависимости от его первой буквы. Буквы арабского алфавита делятся на так называемые «солнечные» и «лунные».

Солнечные харфы

К солнечным относятся следующие 14 согласных:

ت ث د ذ ر ز س ش ص ض ط ظ ل ن

Если слово, начинающееся с солнечного согласного, определяется артиклем اَلْ [аль], то звук буквы «лям» данного артикля не произносится, а первая солнечная буква определяемого слова удваивается, например:

Неопределенное состояние:

دَرْسٌ какой-то урок

صَوْمٌ какой-то пост

Определенное состояние:

(اَلدَّرْسُ урок (известный

(اَلصَّوْمُ пост (известный

Лунные харфы

К лунным относятся остальные согласные:

ا ب ج ح خ ع غ ف ك م ه و ي

При присоединении артикля к тому слову, которое начинается с лунного согласного, буква «лям» данного артикля произносится с сукуном, например:

Неопределенное состояние:

كِتَابٌ какоя-то книга

قَلَمٌ какой-то карандаш

Определенное состояние:

(اَلْكِتَابُ книга (известная

(اَلْقَلَمُ карандаш (известный

Необходимо заметить, что «алиф» в определенном артикле اَلْ является подставкой для соединительной хамзы, которая не произносится внутри предложения.

Определенный артикль не несет на себе самостоятельного словесного ударения, но получает второстепенное ударение.

Определенный артикль اَلْ может служить для оформления имен, обозначающих общеизвестные или единственные в своем роде предметы, явления или понятия, например اَلْقَمَرُ (луна), ٱلْإِسْلاَمُ (ислам), а также являющихся обобщениями целого рода, класса предметов, например, اَلْمُسْلِونَ (мусульмане), اَلْفَوَاكِهُ (фрукты).

Кроме имен, определенных артиклем اَلْ , именами в определенной состоянии считаются:

1. Все местоимения (они не принимают определенного артикля), например أَنَا (я), هُوَ (он);

2. Имена собственные, например, مُحَمَّدٌ (Мухаммад), مَكَّةُ (Мекка).

В Священном Коране встречаются сочетания двух согласных звуков, каждый из которых с сукуном. Причем первый выражен звуком [н] в танвине, а второй - [л] в изученном определенном артикле.

Например:مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ [мухаммадан львасилята] или مَحْمُودًا الَّذِي [махмудан льлязи].

В этом случае, без принятия во внимание непроизносимых букв (дополнительный «алиф» в танвине фатха и соединительная хамза в определенном артикле), первый сукун преобразуется в кясру. В итоге читаем: [мухаммадани- львасилята ] и [махмудани-льлязи ].

Упражнение № 1

В чем заключается функция артикля اَلْ [аль]?

Упражнение № 2

Какие происходят изменения в слове при присоединении к нему артикля اَلْ [аль]?

Упражнение №3

Присоедините артикль اَلْ [аль] к следующим словам

حَمْدٌ ، عَالَمٌ ، دِينٌ ، رَبٌّ ، لَيْلٌ

غَيْبٍ ، نَاسٍ ، صُدُورٍ ، قَمَرٍ ، عُسْرٍ

صِرَاطًا ، مُسْتَقِيمًا ، يَوْمًا ، نَارًا ، ذَنْبًا

Упражнение № 4

Прочтите суру «ан-Нас» и перепишите в тетрадь слова с артиклем اَلْ [аль].

солнечные и лунные буквы русского, солнечные и лунные буквы для
В арабском алфавите буквы можно разделить на две группы - солнечные буквы и лунные буквы - в зависимости от того, ассимилируются они или нет с буквой ﻝ артикля аль. Артикль в слове «солнце», аш-шамс, ассимилируется, в то время как в слове «луна», аль-камар, остаётся неизменным. Поэтому буквы получили названия солнечные и лунные.

Если после определённого артикля «аль» стоит солнечная буква, то артикль не произносится как «аль»: его согласный ассимилируется с первым согласным слова. Например, вместо аль-Ниль читают ан-Ниль. Если после артикля стоит лунная буква, то ассимиляции не происходит.

К солнечным буквам относятся 14 букв: ﺕ, ﺙ, ﺩ, ﺫ, ﺭ, ﺯ, ﺱ, ﺵ, ﺹ, ﺽ, ﻁ, ﻅ, ﻝ, ﻥ.

Остальные 14 букв - лунные.

Разделение на солнечные и лунные буквы восходит к классическому арабскому языку, для которого была характерна автоматическая ассимиляция переднеязычного согласного артикля перед любой переднеязычной согласной начала следующего слова. Поэтому солнечными согласными являются все переднеязычные согласные в современном арабском языке, кроме буквы ج ǧ, которая сейчас обычно произносится как ж или дж, но в классическом арабском была палатальной или велярной согласной /ɟ ~ ɡʲ/. результате в классический период эта согласная не вызывала автоматической ассимиляции предшествующего согласного и теперь классифицируется как лунная согласная.

Следует отметить, что данное правило касается только произношения. На написание артикля ال оно не влияет, однако влияет на огласовки: в словах с солнечными буквами буква ل не получает никакой огласовки, а над следующей за ней буквой ставится шадда (например, النِّيلُ).

Примеры ассимиляции артикля с существительными, начинающимися с солнечных букв:

  • t: التاجر / at-tājir,
  • ṯ: الثانية / aṯ-ṯāniya,
  • d: الدرس / ad-dars,
  • ḏ: الذاكرة / aḏ-ḏākira,
  • r: الرجل / ar-rajul,
  • z: الزجاج / az-zujāj,
  • s: ‏ السودان‎‎/ as-Sūdān,
  • š: ‏الشمس ‎/ aš-šams,
  • ṣ: الصواب / aṣ-ṣawāb,
  • ḍ: الضاحية / aḍ-ḍāḥiya,
  • ṭ: ‏الطاولة ‎/ aṭ-ṭāwila,
  • ẓ: الظفر / aẓ-ẓufr,
  • l: اللطف / al-luṭf,
  • n: النصر / an-nasr.

Литература

  • Чернов П. В. Справочник по грамматике арабского литературного языка. - М., 1995. - С. 34.
  • Юшманов Н. В. Грамматика литературного арабского языка. - Л., 1928. - С. 9, 14.

Ссылки

  • Чтение определенного артикля Аль. Солнечные и лунные буквы.

солнечные и лунные буквы алфавита, солнечные и лунные буквы для, солнечные и лунные буквы красивые, солнечные и лунные буквы русского

Артикль в слове «солнце», аш-шамс , ассимилируется, в то время как в слове «луна», аль-камар , остаётся неизменным. Поэтому буквы получили названия солнечные и лунные .

Если после определённого артикля «аль» стоит солнечная буква, то артикль не произносится как «аль»: его согласный ассимилируется с первым согласным слова. Например, вместо аль-Ниль читают ан-Ниль . Если после артикля стоит лунная буква, то ассимиляции не происходит.

К солнечным буквам относятся 14 букв: ﺕ , ﺙ , ﺩ , ﺫ , ﺭ , ﺯ , ﺱ , ﺵ , ﺹ , ﺽ , ﻁ , ﻅ , ﻝ , ﻥ .

Остальные 14 букв - лунные.

Разделение на солнечные и лунные буквы восходит к классическому арабскому языку, для которого была характерна автоматическая ассимиляция переднеязычного согласного артикля перед любой переднеязычной согласной начала следующего слова. Поэтому солнечными согласными являются все переднеязычные согласные в современном арабском языке, кроме буквы ج ǧ, которая сейчас обычно произносится как ж или дж , но в классическом арабском была палатальной или велярной согласной /ɟ ~ ɡʲ/. В результате в классический период эта согласная не вызывала автоматической ассимиляции предшествующего согласного и теперь классифицируется как лунная согласная.

Следует отметить, что данное правило касается только произношения . На написание артикля ال оно не влияет, однако влияет на огласовки: в словах с солнечными буквами буква ل не получает никакой огласовки, а над следующей за ней буквой ставится шадда (например, النِّيلُ).

Примеры ассимиляции артикля с существительными, начинающимися с солнечных букв:

  • t: التاجر / at-tājir,
  • ṯ: الثانية / aṯ-ṯāniya,
  • d: الدرس / ad-dars,
  • ḏ: الذاكرة / aḏ-ḏākira,
  • r: الرجل / ar-rajul,
  • z: الزجاج / az-zujāj,
  • s: ‏ السودان‎‎/ as-Sūdān,
  • š: ‏الشمس ‎/ aš-šams,
  • ṣ: الصواب / aṣ-ṣawāb,
  • ḍ: الضاحية / aḍ-ḍāḥiya,
  • ṭ: ‏الطاولة ‎/ aṭ-ṭāwila,
  • ẓ: الظفر / aẓ-ẓufr,
  • l: اللطف / al-luṭf,
  • n: النصر / an-nasr.

Напишите отзыв о статье "Солнечные и лунные буквы"

Литература

  • Чернов П. В. Справочник по грамматике арабского литературного языка. - М ., 1995. - С. 34.
  • Юшманов Н. В. Грамматика литературного арабского языка. - Л. , 1928. - С. 9, 14.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Солнечные и лунные буквы

Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.

На уроке арабского языка в онлайн-медресе мы сейчас проходим солнечные и лунные буквы.
Как известно, у маленьких детей мышление образное , то есть для восприятия информации им нужна картинка - некий образ, желательно яркий и интересный. Поэтому я придумала для сына небольшую настольную игру, которая помещается в функциональную коробочку.

Как вы уже поняли из прошлых моих постов, я не любитель сложных и трудоёмких идей, так как времени у меня обычно в обрез. Так что, не пугайтесь, всё довольно просто и сделано из материалов, которые найдутся в каждом доме (а если что-то не найдется - их можно заменить чем-то похожим).
Итак, я взяла средних размеров коробочку из-под конфет, такую вот двойную - отдельно дно и крышка:


Рисуем сверху на донышке - солнышко с надписью Солнечные харфы и 14 солнышек; на крышечке рисуем сверху луну с надписью Лунные харфы и 14 лун:


Кружки я рисовала просто обводя крышечку от тюбика с кремом, а луны - обводя крышечку не до конца и дорисовывая вогнутый полукружок.
Потом подключился сын и помог мне всё раскрасить фломастерами, плюс мы добавили для наглядности облачка и звёзды с артиклем Аль.

Теперь этим же колпачком мы нарисовали 28 кружочков на плотном картоне и сын написал арабские буквы:

Всё! Первое задание - правильно разложить кружочки с буквами на солнечную и лунную сторону:

Теорию объяснила так: артикль Аль мы ставим тогда, когда знаем о каком именно предмете мы говорим. То есть, мы говорим о вот этом доме, в котором живет наш друг, именно об этой кошке, которую подкармливаем на улице, и об этой вот оранжевой машине, которая стоит под окном. Есть буквы лунные, которые дружат с артиклем Аль и если он становится перед ними - то они ему не мешают, он просто читается и всё - АльБайт (дом), например (буква Ба дружит с Аль). А есть буквы солнечные, они очень важные, и когда с ними рядом встает артикль Аль - они проглатывают у него букву Лям, и от этого становятся пузатыми - двойными, одевая на себя корону-шадду. Например, АТТолибун (ученик) - буква Та проглотила букву Лям и стала двойной.
Теория для взрослых неплохо изложена здесь - Солнечные и лунные буквы (видео урок) .

Теперь, когда мы немного уже познакомились с солнечными и лунными буквами, делаем настольную игру.
На листе плотного картона формата А3 я нарисовала карту - у одной её стороны расположила два больших полуострова Лунный и Солнечный, 28 островков раскидала по всей карте и у противоположной стороны изобразила Луну и Солнце. На островках я написала слова, начинающиеся с каждой из букв арабского алфавита, только БЕЗ артикля Аль:


Слова взяла из этой таблички - Скачать таблицу слов с солнечными и лунными буквами .


Правила игры - лодочки становятся на лунный и солнечный острова. Два игрока выбирают, какими лодочками они управляют. Лунная лодочка должна обойти все острова со словами, которые начинаются на лунные буквы и поставить на острова флажок. Соответственно и солнечная лодочка должна обойти все острова со словами, которые начинаются на солнечные буквы и поставить флажочек.
Ходим по очереди - сначала первый игрок плывет к любому острову, ставит флаг, потом ход переходит ко второму игроку. Если игрок ошибается - он отплывает на один шаг-остров назад и ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым обойдет все острова и дойдет до солнца или луны.
Флажки - это наши кружочки с буквами, которые мы вырезали для первого задания.

Последние материалы сайта