Освобождение евреев. Песах — праздник избавления евреев от рабства. Подготовка к исходу и сам исход

11.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Когда он стал фактическим правителем Египта, оставив фараону только высшие символы власти. По приглашению Иосифа в Египет отправились его отец Иаков со всей семьёй в количестве 67 человек.

После того, как евреи поселились на богатой почве, благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени, родственного первому министру и благодетелю страны, их численность стала быстро расти.

Однако, после смерти Иосифа, со сменой фараона отношение египтян к поселившемуся среди них народу меняется, израильтяне попадают в рабство . Евреев заставляли высекать огромные глыбы гранита и тащить их к месту построек; рыть и проводить новые каналы, делать кирпичи и месить глину и известь для возводимых построек, поднимать воду из Нила в канавы для орошения полей, под палочными ударами жестоких надзирателей, как это изображает Пятикнижие: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой » (Исх. 1:13,14).

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжелыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей .

Подготовка к исходу и сам исход

Моисей был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью Иохаведой (Йохевед) корзину, которая по водам Нила попадает в руки дочери фараона Батьи. Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновленного сына дочери фараона получил наилучшее из возможных в то время образование. Богато одарённый от природы, он не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ясно видно унижение и рабство, в котором находился его народ.

Однажды, в порыве негодования, Моисей убивает египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного преступления, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров , в Мидьян, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.

Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и поставить их на служение Богу, назвавшему Себя именем «Иегова», что значит «Сущий».

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования. Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח - перепрыгнуть). Согласно Пятикнижию , ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «перепрыгнул» через дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Таким видел переход через Чермное море изограф, расписавший в 1641 г. ярославскую церковь Николы Надеина.

Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Всего через неделю после Исхода армия фараона настигла евреев у Чермного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Странствия евреев по пустыне

Странствуя по пустыне вслед за Духом Божиим, воплотившемся в огненном столпе (колонне), израильтяне, спустя семь недель после Исхода подошли к горе Синай . У подошвы этой горы (отождествляемой большинством исследователей с горой Сас-Сафсафех, а другими с Сербалом) при грозных явлениях природы заключён был окончательный Завет (договор), между Богом и евреями как избранным народом, предназначенным отныне быть носителем истинной религии и нравственности. Основу Завета составили знаменитые Десять заповедей (Десятисловие или Декалог), высеченные Моисеем на двух Скрижалях Завета после сорокадневного уединения на горе Синай. Эти заповеди содержат основные начала данной Богом религии и нравственности . Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны - потомки Аарона , брата Моисея, призванные осуществлять само священнослужение.

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной , то есть к Ханаану .

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной , появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана . Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина , умирает, так и не вступив в Ханаан.

Ссылки

  • Статья «Исход » в Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Исход - Часть 2 («Остаться в живых»)
  • Исходник

Смотреть что такое "Исход евреев из Египта" в других словарях:

    Исход евреев из мусульманских стран - Часть серии статей об антисемитизме … Википедия

    ИСХОД - ИСХОД, исхода, муж. (книжн.). 1. Движение, выход откуда нибудь (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. ❖ В исходе (книжн.) к концу чего нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) приближаться… … Толковый словарь Ушакова

    Исход - а, м. 1) (из чего, устар.) Выход откуда л. Исход французов из Москвы. Исход евреев из Египта. Синонимы: бе/гство 2) устар. Способ разрешить какое л. затруднение, выход из создавшегося положения. [Захарьин:] Пойдем к царю другого нет исхода (А. К … Популярный словарь русского языка

    Исход (значения) - Исход: В Викисловаре есть статья «исход» Исход массовый выход евреев из Египта, описанный в Книге Исход. Книга Исход вторая книга Торы и Библии. Исход (роман) исторический роман американского писателя Леона Юриса, 1958 год.… … Википедия

    Исход - Это статья об исходе евреев из Египта. О книге Пятикнижия см.: Книга Исход. У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения). Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в… … Википедия

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

93. Освобождение иудеев персидским царем Киром

В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы. Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию и устраивали шумные пиршества. Об одном из таких пиров предание рассказывает следующее. Вавилонский царь Бельшацар (сам Набонад или его сын) устроил большой пир для своих вельмож и велел принести во дворец сосуды, вывезенные когда-то Невухаднецаром из иерусалимского храма. В то время, когда царь и его гости сидели за столом и пили вино из священных сосудов, на стене комнаты, против стола, показалась человеческая рука и написала там какието непонятные слова. Царь испугался и призвал своих мудрецов, чтобы они прочли надпись, но мудрецы не могли ее прочесть. Тогда призвали иудейского мудреца Даниила, Даниил немедленно разобрал надпись и сказал царю: «Тут начертаны следующие слова: мене, мене, текель уфарсин. Это означает: сосчитано, взвешено и разделено. Сосчитаны дни твоего царствования, взвешены на весах твои дурные дела и разделено твое государство между мидийцами и персами». Это предсказание очень скоро сбылось.

Могучее войско Кира подступило к Вавилону и осадило его. Взять этот громадный, укрепленный город приступом оказалось невозможно. Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекой Евфратом, протекавшей среди города. Вода из реки устремилась в канал, а оттуда выливалась в находившееся поблизости глубокое озеро. В реке осталось так мало воды, что се можно было перейти в брод. Однажды ночью, когда вавилоняне беззаботно веселились по случаю праздника в честь своего божества, персидские воины пробрались по обмелевшему руслу Евфрата в город. Вавилон был взят. Кир объявил себя повелителем вавилонского государства и присоединил его к Персии (538 г.).

Многочисленное иудейское население Вавилонии с восторгом встретило персидского победителя. Эта преданность иудеев понравилась Киру. Он решил освободить их из долгого плена и отпустить в Иудею, которая, как бывшая вавилонская провинция, вошла теперь в состав персидского государства. Вскоре по всей Вавилонии были разосланы царские гонцы, объявлявшие указ Кира: всем евреям, живущим в вавилонских и персидских городах, дозволяется возвратиться в Иудею, отстроить разрушенный Иерусалим и святой храм. Деньги на сооружение иерусалимского храма Кир приказал выдать из своей царской казны. Заведующий персидским казначейством получил от Кира приказ - выдать возвращающимся все золотые и серебряные сосуды, которые Невухаднецар увез из иерусалимского храма.

Десятки тысяч иудеев приготовились покинуть Вавилонию и возвратиться на родину. Во главе этих выходцев стояли: Зерубавель, внук царя Иоахина, и Иешуа, внук последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась еще в Вавилонии, но и она не забывала своего отечества и надеялась позже туда возвратиться. Оставшиеся снабдили своих уходивших на родину братьев деньгами, припасами и вьючным скотом. Кир дал переселенцам конвой из тысячи всадников, для охраны в дороге от нападения хищных племен.

В 537 году многочисленная масса иудеев двинулась из Вавилонии в родную землю, по которой так сильно тосковали два поколения изгнанников. Внезапное освобождение от неволи казалось им Божиим чудом или волшебным сном. Позднейший псалом передает ликующее настроение возвращавшихся:

Когда пленников Бог в свой Цион возвращал, Все мы были как будто во сне;

Ликованьем наполнились наши уста,

Песня радости с них полилась.

Говорили тогда средь народов земли:

«Бог великое с ними свершил!»

Да, великое с нами Иегова свершил,

Ликованьем наполнил сердца!

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

5. Преследование иудеев Трудно сказать, когда иудеи впервые появились в Испании; по крайней мере, они жили там с древних времен. С давних пор здесь распространялся иудаизм и строились синагоги.Рассказывают, что, когда св. Яков пришел в Испанию ради обращения иберов в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Русь - страна иудеев Крымская династия В 1481 году в Московском княжестве власть перешла к крымской династии во главе с Нордоулатом (одолевшим Андрея Большого и Бориса), старшим братом Крымского хана Менгли-Гирея, и вместе с новыми правителями из Крыма на Русь пришел

Из книги Русь изначальная [Праистория Руси] автора Асов Александр Игоревич

Царствования Тамиры и Иданфирса. Войны с Киром и Дарием (VI в. до н. э.) Однако единство Арийской земли при Арианте оказалось недолгим. Солнечная империя раскололась по Кавказскому хребту на «солнечный» север и «лунный» юг, как это уже было в прошлом, и как это ещё будет в

автора Дубнов Семен Маркович

92. Упадок Вавилонии и надежды Иудеев После смерти завоевателя Невухаднецара (562 г.), могущество Бавилонии на Востоке стало клониться к упадку. Сын Невухаднецара, Эвиль-Мородах, царствовал только два года. Он освободил из темницы бывшего иудейского царя Иоахина, которого

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 14 Иудея под персидским владычеством (537–332 гг. до хр. эры) 94. Восстановление Иудеи и новый храм После 49-летнего пребывания в Вавилонии десятки тысяч евреев возвратились в Иудею под предводительством князя Зерубавеля и первосвященника Иешуа (537 г.). Вслед за ними

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Глава 15. «Буря в пустыне» над Персидским заливом 2 августа 1990 г. Ирак вторгся в Кувейт, мгновенно оккупировав это небольшое соседнее государство. Через четыре с половиной месяца, после долгих и безуспешных попыток ООН убедить Ирак прекратить агрессию, США со своими

Из книги Тайные культы древних. Религии мистерий автора Энгус С.

III. ПОЯВЛЕНИЕ ИУДЕЕВ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ Появление иудеев на сцене всемирной истории имело обширные последствия для истории религии как в древности, так и в наши дни. Этот упорный народ, с его жаждой праведности и страстью к монотеизму, вышел из долгого отшельничества,

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Царствования Тамиры и Иданфирса. Войны с Киром и Дарием (VI в. до н. э.) Однако единство Арийской земли при Арианте оказалось недолгим. Солнечная империя раскололась по Кавказскому хребту на «солнечный» север и «лунный» юг, как это уже было в прошлом и как это ещё будет в

Из книги Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом автора Гаспаров Михаил Леонович

О чем царь Крез говорил с царем Киром и как объяснилось пророчество оракула Пленного царя Креза в цепях привели перед лицо Кира. Кир приказал сжечь его заживо на костре. Сложили большой костер, Креза привязали к столбу, мидийские воины с факелами уже нагибались, чтобы

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Бегство иудеев из Египта Их собственное признание, касающееся подготовки их поспешного бегства из Египта, представляет собой иллюстрацию иудейской этики на расовом уровне. Они, не краснея, повествуют о том, как они «испортили египтян» – попросту говоря, они украли

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 7. Сравнение его с персидским царем Киром и македонским Александром Древняя история, как славнейшего между бывшими когда-либо государями, величает персидского царя Кира, но если это и справедливо, то окончить свою жизнь надлежало ему не только не благополучно,

Из книги Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств автора Гжесик Юлиан

3. Ожесточение иудеев отступает Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников (Римл. 11, 25). Эти слова пророчествуют о прекращении

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 1 автора Светозаръ

Гиксосы и образование иудеев Появление иудейского подвида серых людей напрямую связано с семитским народом гиксосов. Но прежде чем осветить этот процесс, мы уделим внимание Л. Гумилёву, который представляет всплеск активности гиксосов как следствие некоего

автора

8. Сервий Туллий становится царем при ещё живом царе Тарквинии Древнем Андроник-Христос становится царем и соправителем юного царя Алексея Комнина Согласно Титу Ливию, Сервий Туллий стал фактическим царем в те дни, когда тяжело раненный Тарквиний Древний был еще жив. То

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

10. Сервий Туллий стал царем благодаря Танаквиль, жене Тарквиния Древнего Став царем, Андроник будто бы женился на Анне, бывшей жене юного царя Алексея Комнина Как мы видели, именно благодаря поддержке римской царицы Танаквиль, жены царя Тарквиния, Сервий Туллий поднялся

Вновь обострились израильско-палестинские отношения: арабы-камикадзе взрывают себя в местах скопления евреев. По Израилю прокатилась волна терактов. Палестинцы обстреливают израильские дома, а израильтяне в ответ разрушают дома палестинцев. Это противостояние двух братских народов продолжается уже более трех тысяч лет! И конца этому не видно. Для того, чтобы понять, почему они убивают друг друга, надо обратиться к истории. К событиям, которые восходят к библейским временам.

Сегодня, когда интерес к Библии, являющейся священным писанием для иудеев и христиан, необычайно возрос, многие задаются вопросом, насколько можно доверять ей и описываемым там событиям. Одни, к которым принадлежат ортодоксы (большая часть богословов и проповедников) заявляют, что все написанное в Библии - правда, и всем библейским рассказам нужно верить безоговорочно. Другие - меньшая часть богословов и проповедников - говорят, что Библия это не учебник естествознания или истории и не все нужно понимать в ней буквально, что в ней много аллегорий и иносказаний. Наконец, религиоведы считают, что наряду с мифами и легендами в Библии отражены и некоторые исторические события.

К числу последних якобы принадлежит и так называемый исход евреев из Египта. Вот его краткая история согласно главе из библейской "Второй книги Моисеевой", которая так и называется - "Исход". Однажды небольшая группа еврейских кочевников (человек 70) в связи с затяжной засухой подошла к границе с Египтом и обратились к фараону с просьбой разрешить их скоту попастись в дельте Нила на лугах "земли Гесем". Фараон согласился и пустил их на свои земли. Причем, срок пребывания на этих землях никак не оговаривался. Мол, гостите, сколько хотите. И гостили евреи на гостеприимной земле Египта ни много ни мало... 430 лет.

К началу пятого столетия их пребывания в Египте отношение очередного фараона к евреям резко ухудшилось и он, опасаясь, как бы евреи не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, предпринял ряд мер, чтобы уменьшить возникшую опасность. Евреи поняли, что им надо уходить из Египта. Возглавил поход их вождь Моисей, под руководством которого они покинули приютившую их страну, предварительно присвоив по его указанию (попросту, украв, что очень хорошо иллюстрирует религиозную мораль духовных лидеров и самого еврейского народа того периода) украшения египтянок (Исход, 12: 35-36). Причем, по оценке экспертов, общее число евреев, покинувших землю Гесем составило больше трех миллионов (одних только воинов было свыше 600 тысяч - Числа, 1:45). Моисей повел их в "землю обетованную" (т.е. обещанную им Богом), каковой оказалась Палестина - территория, уже занятая другими народами, к тому же родственными евреям. Видимо, еврейский Бог плохо знал географию, поэтому и пообещал своему народу выделить далеко не лучшую землю на планете - засушливую и малоплодородную, хотя для любимого-то народа мог бы и постараться и подарить землю в более благоприятном для земледелия месте, например в устье Нила.

Значение этой истории для еврейского народа, его религии - иудаизма и религии, возникшей на ее основе - христианства, чрезвычайно велико. Ведь, если следовать этому библейскому рассказу, то вся история еврейского народа связана с этими 70 переселенцами из Ханаана. А вот куда делись и какова судьба сотен тысяч евреев, которые остались в Ханаане, в Библии почему-то не сказано. Видимо, потому, что история основной части еврейского народа для составителей и редакторов Танаха (именно так у иудеев называется та часть Библии, которая у христиан получила название Ветхого Завета) не представляла интереса. Что, конечно же, странно, как и то, что и великий иудейский бог Яхве (он же Иегова, он же, по совместительству, христианский Бог-отец и он же исламский Аллах) тоже почему-то не обратил внимание на эту явную оплошку писателей по отношению к основной части еврейского народа и не поправил их. В результате, увлекшись судьбой нескольких десятков предков, авторы легенды потеряли из виду подавляющую часть своего народа. Так что те современные евреи, которые почитают Тору как священную книгу и считают ее подлинной древней историей своего народа, просто не ведают всей его истории.

Поскольку иудеи, а вслед за ними и христиане, признают священными (и правдивыми) все библейские рассказы, история с "исходом" не составила исключения и тоже стала священной. Причем у иудеев, а заодно у большинства остальных евреев и у христиан, она стала рассматриваться как центральное событие в истории еврейского народа. В честь него современные иудеи ежегодно отмечают праздник "Песах", переделанный христианами в "Пасху" (правда, празднуемую совсем по другому поводу). Все иудейские и христианские учебники и пособия для взрослых и детей содержат красочное описание истории "исхода". Например, в сказано, что исход - это "библейское историческое событие". История "исхода" попадает и в светские издания и тоже преподносится там как истинное историческое событие - .

Вот и современный Израиль придает огромное значение не подлинной, а библейской истории евреев. Свидетельством тому является и то, что на государственном флаге Израиля красуется пентаграмма - так называемая Моген Довид - "Звезда Давида". Образующие ее два скрещенных треугольника рассматриваются израильтянами как символ восстания, которое будто бы подняли их предки в Египте перед исходом из этой страны. Между тем этот знак был позаимствован евреями у ассирийского царя Куригальсу III (X век до н.э.), у которого он служил амулетом. Еврейскому царю Давиду он так понравился, что тот решил сделать его своим гербом, и ассирийская пентаграмма стала "Звездой Давида", а теперь превратилась в символ Израиля.

Вся история о том, что один из фараонов будто бы пустил группу еврейских кочевников погостить на своих землях, и 19 (!) последующих фараонов из чистой гуманности способствовали процветанию евреев в своей стране, является вымыслом от начала до конца. Фараоны Древнего Египта не могли дать такого разрешения, так как они постоянно воевали с Палестиной и Сирией. В лучшем случае они превратили бы их в рабов - "пятая колонна" им была не нужна.

Тутмос I (1504 - 1492 гг. до н.э.) завоевал Сирию и Палестину. Его сын Тутмос II (1492 - 1479 гг. до н.э.) совершил поход против палестинских кочевников и разгромил их. Совершил поход против Сирии и Палестины и Тутмос III (1479 - 1425 гг. до н.э.), ставший единоправным правителем Египта после смерти своей соправительницы - фараонши Хатшепсут (первая четверть XV века до н.э.). Жителей Палестины усмиряли также Сети I (1290 - 1279 гг. до н.э.) и его сын - Рамсес II (1279 - 1212 гг. до н.э.), а затем и Рамсес III (1185 - 1153 гг. до н.э.). Фараон Мернептах в последней четверти XII века до н.э. совершил поход на Палестину, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись: "Ханаан разорен всяческой бедой... Израиль уничтожен и семени его больше нет...". Как, спрашивается, в таких условиях фараон мог пустить пожить евреев в Египте? Даже если бы за них просил влиятельный еврейский сановник (само наличие которого история не подтверждает).

Понимая невозможность привязать историю прихода и длительное пребывание евреев в Египте ко времени правления кого-нибудь из фараонов, иудейские и христианские историки искали такой период в истории Древнего Египта, который был бы наиболее благоприятным для подкрепления этой легенды. И они остановили свой выбор на на периоде, когда Египтом завладели кочевники-гиксосы, воцарившиеся в нем в XVII веке до н.э. . Гиксосы были выбраны потому, что они, как и евреи, были семитами (хотя на деле племенной состав захватчиков был пестрым - кроме семитов там были представители и других народов). По мнению церковных историков, семитское родство позволяет объяснить особую благосклонность фараона-гиксоса к Иосифу и его родственникам, описанную в Библии. Однако, большего эти историки сделать не смогли. Господство гиксосов продолжалось всего около ста лет, а затем они были изгнаны и на престол вернулись фараоны-египтяне, которые, естественно, должны были удалить от царского двора (а также и казнить) всех тех, кто пользовался привилегиями ненавистных завоевателей. Но вопреки этому, по Библии, евреи продолжали процветать и интенсивно размножаться (Исход, 1: 7).

Эта версия о времени прихода еврейских кочевников к границам Египта не единственная. Есть и другая, хоть и менее популярная, зато опирающаяся на библейскую дату, позволяющую легко вычислить время поселения евреев в Египте. В "Третьей книге царств" (гл.6: 1) сказано, что в "480 г. по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской", в четвертый год царствования Соломона "... начал он строить храм Господу". Поскольку четвертый год царствования Соломона относится примерно к 60-ым годам X века до н.э., то 480-й год до этого приходится на XV в. до н.э. А так как по Библии евреи прожили в Египте 430 лет, да еще 40 лет скитались по пустыне, то получается, что пришли они туда (1500 + 470) примерно в 1970 г. до н.э., т.е. при фараоне Ментухотепе IV (1983 - 1976 гг. до н.э.) или Аменемхете I (1976 - 1947 гг. до н.э.).

Здесь важно указать, на какой период в жизни Египта должен был прийтись в этом случае приход туда евреев (о чем не подумали авторы второй версии легенды). Это было время вскоре после завершения так называемого первого переходного периода, во время которого произошло народное восстание, ослабление царства и ряд набегов кочевников. Происходил подъем страны, характеризовавшийся решительными действиями фараонов по укреплению государства и их выступлениями против враждебных соседей и грабителей-кочевников. Ясно, что в этот период ни о каком гостеприимстве со стороны фараонов по отношению к кочевникам не могло быть и речи.

По обычаям того времени они в лучшем случае могли захватить их в плен и сделать своими рабами, в худшем - ограбить и убить. При этом есть еще одно обстоятельство, которое делает версию о добром поселении евреев в Египте неправдоподобной. Во времена царствования этих фараонов на местах сидели властные областные правители, наместники фараона . Это значит, что, вопреки утверждению Библии, еврейские кочевники не могли обратиться с просьбой о гостеприимстве непосредственно к фараону, так как все дела, а тем более такие пустячные, решал местный правитель. Таким образом, и эта версия о поселении еврейских кочевников в Египте не выдерживает критики.

А теперь обратимся к данным научной истории. Хотя еврейские кочевники не раз бывали в Египте, исторические данные не подтверждают пребывания там большой компактной массы еврейского народа, да еще в течение 400 лет. А законы, будто бы данные евреям Моисеем, которые регулировали оседлую жизнь, долговое право и мероприятия царей, не могли появиться на стадии кочевого быта и на самом деле были разработаны значительно позже. Здесь у сочинителей легенды "исхода" произошла одна из многочисленных неувязок.

Если верить библейскому рассказу о столь долгом пребывании евреев в Египте, то естественно, там должны были остаться какие-то материальные следы - остатки построек, предметов быта, возможно, записей на папирусе и, наконец, захоронения. Но, как ни старались археологи, ничего такого они не нашли. Ни в одном папирусе, ни в одной надписи на стенах пирамид или других гробниц, ни на одной клинописной табличке ассиро-вавилонского происхождения нет ни слова о пребывании евреев в Египте. К тому же, целая армия еврейских и христианских археологов и историков на протяжении многих веков тщетно пыталась определить месторасположение библейской горы Синай, к которой евреи, якобы, пришли после исхода.

Многолетние поиски еврейских погребений того времени не обнаружили захоронений ни в долине Гесем, ни в каком-либо другом месте Египта. В результате, проводившие большие раскопки археологи Еврейского университета вынуждены был признать, что нет археологического подтверждения того, что евреи были рабами в Египте, что египтяне пострадали от чумы, что был сверхъестественный переход через Красное море . С ним полностью согласен и Энтони Экс из Библейской школы в Иерусалиме: "Внезапный исход из Египта такого огромного количества людей, искушенных в различных ремеслах, неизбежно вызвал бы в стране тяжелейший экономический спад, что не подтверждается данными археологических раскопок" . Как бы подводя итоги всей дискуссии по этому вопросу, профессор Зеэв Герцог в газете "Гаарец" недавно писал: "Возможно, кому-то будет неприятно услышать и трудно принять, но исследователям сегодня совершенно ясно, что еврейский народ не был в рабстве в Египте, не скитался в пустыне...".

А что же произошло на самом деле? К сожалению, научные данные по истории появления в Палестине семитов и, в частности, евреев отрывочны и часто противоречивы. Реконструкция тех древних событий показывает, что семитские племена появились на территории, которая теперь называется Палестиной, в III тысячелетии до н.э. Одними из последних в Палестине появились сутии-амореи, из которых впоследствии и выделились евреи. Известно, что прибыли сутии-амореи из Месопотамии, откуда примерно в 1400 году до н.э. их изгнал вавилонский царь Кадашман-Харбе I. Сначала древние евреи заняли северо-восточную часть Палестины, область Дамаска и Заиорданья. Оттуда в XIII - XII веках до н.э. они проникли в саму Палестину. Однако просто поселиться там они не могли, т.к. эта территория была уже занята пришедшими туда несколько раньше - в XIV веке до н.э. другими семитскими племенами - арамеями и ханнанеями. Кроме того, на эти же земли претендовали еще одни переселенцы - представители так называемых "народов моря" - фелистимяне (давшие затем название всей этой территории - Палестина - от слова "пелештим"), прибывшие с северо-запада и захватившие прибрежную полосу Восточного Средиземноморья.

В кровавой борьбе (правильнее сказать, войне) с братскими семитскими народами и фелистимянами два еврейских племени - израильтяне и иудеи сумели закрепиться на новых землях: первые - расселились в северной части Палестины, вторые - в южной. По сути, они пришли туда как завоеватели: уничтожив и разграбив местное население, они заняли их земли. Захватили (а не основали) и город, который их царь Давид объявил своей столицей - Иерусалим. Причем вначале о каком-либо идеологическом обосновании захвата чужих земель они и не думали - в этом просто не было необходимости. Но позднее, когда им самим пришлось пережить нападение, захват своей территории чужим народом, изгнание и перемещение в чужую страну, а затем возвращение, их руководителям пришлось обосновывать права на эту землю. Вот тут-то и была сочинена история с дарением этой земли еврейскому народу богом (разумеется, богом еврейского народа!).

Этот вывод основывается прежде всего на данных из истории религии еврейского народа. Известно, что древне-еврейская религия (имеется в виду языческая религия евреев) сформировалась в XI в. до н.э., а монотеистические представления (т.е. представления о единственном боге) - только в VII в. до н.э. Сам же переход от древне-еврейской религии к иудаизму произошел в 621 г. до н.э. Это говорит о том, что представления о единственном боге еврейского народа - Йегове (Яхве), который обещал им землю в Палестине, появиться раньше VII в. до н.э. просто не могло. А согласно Ветхому Завету, евреи пришли в Египт в XIХ в. до н.э., т.е. задолго до того, как появился иудаизм и вера в единого бога Йегову (Яхве). Да и идея о богоизбранничестве евреев и дарование им земли именно богом Яхве (а не другими богами, которых у евреев было немало) могла возникнуть не раньше VII в. до н.э., т. е. с того момента, когда появились монотеистические представления. Таким образом, история с "исходом" и дарение Палестины евреям была сочинена не раньше VII в. до н.э..

Если говорить более конкретно, то легенда об исходе и дарении земли была сочинена, по всей видимости, еврейскими жрецами в V веке до н.э. во время пребывания евреев в вавилонском плену. Известно, что именно тогда жрецы Иерусалимского храма поставили перед собой задачу изложить основы религии Яхве. Другого повода для создания этого мифа у них просто не было - ни до, ни после. Находясь на чужбине, они мечтали вернуться в Палестину. Для побуждения своих соплеменников не забывать о ней и стремиться туда вернуться, жрецы сочинили историю о земле, которую их бог подарил евреям - миф о "земле обетованной".

В то же время жрецы понимали, что сам по себе акт божественного дарения хотя и может быть полезным при предъявлении прав на эту землю, но явно недостаточен. Ведь ни с того, ни с сего бог не мог сделать им этого подарка. Для этого нужна была какая-то веская причина или какое-либо чрезвычайное событие. Поэтому жрецы не могли объявить, что их бог вдруг взял и подарил евреям землю в Палестине. Для того, чтобы сделать историю с дарением земли более или менее правдоподобной, жрецы добавили к ней историю о пребывании евреев в Египте и бегстве оттуда в землю "обетованную".

Миф о дарении был создан потому, что еврейские жрецы знали, что их предки пришли в Палестину как завоеватели, что наряду с евреями на эту землю претендуют ее прежние владельцы - ханаанеи. Наличие же такого мифа позволяло им предъявить религиозное право на Палестину и свое возвращение в Иерусалим. У жрецов Иерусалимского храма была и личная заинтересованность в возвращении в Иерусалим, так как, будучи верными слугами своего царя, во имя возвеличивания царской власти они проповедовали, что единственным местом пребывания бога Яхве является храм, построенный в X в. до н.э. Соломоном.

Основанием же для легенды о пребывании евреев в Египте послужили рассказы их соплеменников о посещениях Египта, которые имели место на самом деле. Когда вся история была сочинена, перед жрецами встал вопрос, как объявить ее еврейскому народу, как поведать ему истории из его прошлого, которых никогда не было.

Для этого идеально подходило включение этих рассказов в создававшееся тогда священное писание - пятикнижие Моисея (Тору). Можно назвать почти точную дату, когда этот миф должен был сослужить жрецам службу и помочь им сделать то, ради чего, собственно, он и создавался. Произошло это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться в Палестину. До нас не дошли сведения, поверил ли Кир этому рассказу; известно лишь, что он разрешил им вернуться на территорию Палестины. Ведь Киру это было выгодно, ибо он рассчитывал получить поддержку своих интересов в том районе.

Когда эта история дошла до иудейских жрецов, остававшихся в Палестине, она им весьма понравилась. Поэтому в 458 г. до н.э жреческое руководство южного палестинского племени - иудеев - приняло "Закон", согласно которому их бог Йегова (Яхве) сделал евреев своим избранным народом. Именно поэтому религия евреев стала называться иудаизмом. Сочиненные жрецами рассказы о длительном пребывании евреев в Египте, бегстве оттуда и дарении им земли в Палестине, излагавшиеся во время богослужений в синагогах, стали распространяться среди еврейского народа.

Последним этапом обнародования этого сюжета стало официальное ознакомление еврейского народа с так называемым "жреческим кодексом" - Пятикнижием (Торой), в который были включены легенда об исходе и миф о "земле обетованной". Произошло это в 444 г. до н.э., когда рукопись этого кодекса была доставлена в Иерусалим жрецом Ездрой и оглашена там при большом стечении народа. После этого уже никто не мог и подумать о том, что вся древняя история евреев - миф, сказка, сочиненная жрецами. С этого момента вымышленная история с "исходом" и "землей обетованной" стала неотъемлемой частью Танаха, а затем и Ветхого завета.

  1. "Христианство", энциклопедический словарь. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", М., 1993.
  2. Зенон Косидовский "Библейские сказания".
  3. Сесиль Рот "История евреев с древнейших времен по шестидневную войну". "Век", № 3, 1989.
  4. Р. Сэмюэлс "По тропам еврейской истории", М., 1993.
  5. "В мире мифов и легенд" (сост. Синельченко В.Н., Петров М.Б.), М., 1995.
  6. С.М. Дубнов "Краткая история евреев". М., Сварог, 1996.
  7. "Ключ к пониманию Святого Писания. Жизнь с Богом", Брюссель, 1982.
  8. И.Эпштейн "Иудаизм". Нью-Йорк, 1988.
  9. "История Древнего Востока", ч.2, М., Наука, 1988, с.408.
  10. J.L. Sheler "Mystery of the Bible". U.S. News and World Report, 1995, v.118, N 15.
  11. Guardian, 1996, March, 13.

Последние материалы сайта