Изображения демонов ада в православии. Демоны Ада. Имена демонов Ада, их иерархия. Демоны Братства и жрецы

12.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Читают ли демоны мысли человека?

— Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

— Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Диавол — существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово «Эосфорос» и латинское «Люцифер» означают «светоносец»). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, — давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас — существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других «сынов Божиих», и Господь сказал ему: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: «Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди». На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие — как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу?

Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол — это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество «народных средств», которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом — бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека «испортят», сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых — к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний — в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?», Тот отвечает трижды: «Отрекаюсь». Священник говорит: «Дунь и плюнь на него». Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. «Дунь и плюнь на него» значит «относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего».

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием — иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: «Что ж вы осла-то не уберегли?» Они с удивлением спрашивают: «Авва, откуда ты знаешь?», — на что тот спокойно отвечает: «Мне бесы рассказали». Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол — это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход — дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приведу в пример случай, который произошел лет десять назад. Ко мне обратилась немолодая женщина, учительница литературы. В какой-то газете она прочла, что с помощью иголки, листа бумаги и особых заклинаний можно вызывать духов умерших и беседовать с ними. Она решила вызвать дух Чехова. И, представьте, «Чехов» ей явился. Поначалу все было очень занятно, она даже приглашала гостей и устраивала у себя в квартире «литературные вечера». Но потом «Чехов» начал появляться уже без приглашения, портить мебель, бить посуду; возвращаясь домой, женщина обнаруживала, что все перевернуто вверх дном, обои порваны и т. д. Вся семья была в панике. Муж и дети боялись возвращаться в свою квартиру. Жизнь превратилась в ад, они были на грани самоубийства. К счастью, женщина вовремя поняла, что сама и теперь не может от него избавиться. Вся семья пришла в церковь. Первое, что я сказал им: «Вы должны перестать бояться». Приехав к ним, я освятил квартиру, потом они исповедовались и причастились. «Чехова» как ветром сдуло.

Это один из примеров, подтверждающих, что, если человек открывает вход диаволу через какие-то действия вроде , колдовства, лечения у экстрасенсов, либо через наркоманию, алкоголизм и другие формы зависимости, через тяжкие грехи, которые он совершает сознательно, человек оказывается подвержен влиянию темных сил. Если же он твердо стоит на страже своего ума и сердца, своей нравственности, если ходит в церковь, исповедуется и причащается, носит святой крест, то ему не страшны никакие бесовские страхования.

Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным «демонским стреляниям», то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.

Приведу еще один пример. Пришла как-то ко мне женщина с дочкой, девочкой лет восьми. Девочке постоянно являлись какие-то бесовские существа, пугали ее, она видела их и днем и ночью. Девочка исповедовалась и причащалась, ничего не менялось. А началось все с того, что в каком-то монастыре они купили книжку про диавола. В этой книжке было сказано, что если диавол на какого-то человека напал, то уже не отстанет никогда, и средств избавления от него нет никаких, разве что «отчитывание», но и оно не всегда помогает. Они, конечно, от всего переживаемого были в шоке. Я побеседовал с девочкой, спросил ее: «Ты боишься их»? — «Боюсь». — «А ты можешь в следующий раз, как только они тебе явятся, сказать им: «Я вас не боюсь, я на вас не обращаю внимание, у меня своя жизнь, у вас своя, убирайтесь вон». И живи так, как будто их вовсе не существует». Примерно через неделю мать с дочкой снова пришли и говорят: «Они исчезли». Значит, единственное средство, которым в данном случае обладал сатана, был страх. Он хотел, запугав ребенка, сделать его своей жертвой.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.
Вход диаволу в душу человека открывают, как я уже сказал, магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Я не утверждаю, что все экстрасенсы и так называемые «народные целители» действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти «целители» делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости — это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, что происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? У меня сложилось убеждение — отчасти под влиянием того, что я читал у Святых Отцов, отчасти на основе личных наблюдений, — что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, — он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым «работал» индивидуально, — он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, что происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, — это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав «Добротолюбие» или «Лествицу» святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, «стоит на страже своего ума», он может отвергнуть этот помысел, «дунуть и плюнуть» на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории — до тех пор, пока не охватит все его естество, — душу, сердце, тело, — и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу — именно потому, что суеверие — суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек — по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств — подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: «Дуни и плюни на него».

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, — то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Я уже упомянул о так называемом «отчитывании». Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты — люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже — те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые — это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине — потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве «отчитывания» существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу — один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: «Я не знаю, как это происходит». Кому-то из посетителей говорил: «Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя». Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве «отчитывания», и не вполне понимал «механику» изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Нередко люди с теми или иными проблемами — психическими или просто жизненными — приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: «Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку». То, что ваш сын непослушный — ответил я, — еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков — через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка — не панацея от жизненных трудностей.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотел бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что «царствует ад, но не вечнует над родом человеческим», и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом — ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам»; там же говорится, что Крест — это «ангелов слава и демонов язва», это орудие, перед которым трепещут демоны, «трепещет и трясется» диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

Тема этой статьи - имена демонов Ада, а также их классификация. Ад имеет определенную структуру, а также вертикаль власти. Вертикаль эту называют иерархией демонов. Она определяет, какое место занимает тот или иной из них в структуре Ада, а также задачи и цели, которые он должен исполнять.

Демоны Власти

Самая высшая ступень принадлежит Демонам Власти. В их составе - Повелитель (Люцифер), а также Везельвул и Астарот. Эти демоны Ада разделяют свою должность с супругами, но при этом главенствующая роль в управлении Адом принадлежит мужчинам. Роль женщин не принижается и не ограничивается. Они тоже могут принимать важные решения, однако лишь под свою личную ответственность. Опишем подробнее, что представляют собой высшие демоны Ада.

Люцифер

Повелителем Ада является Люцифер. Его родители - Ноканиэль и Иегова. Супругой его является демон Касикандриэра. Детей у Люцифера нет. Он обладает наибольшей силой из всех демонов. Все природные явления, существа, энергии миров, подвластных ему, держатся на нем. Люцифер внешне отличается крепким телосложением и большим ростом. Кожа его красного цвета, у него темные волосы и большие рога на голове. Люцифер имеет также большие темные крылья. Этот демон заботится лишь о своем мире и обитающих в нем существах. Он пытается улучшить их жизнь.

Астарот

Астарот - это также Демон Власти. Является заместителем Повелителя и первым его помощником. Все энергии и силы Ада в отсутствии Люцифера замыкаются на нем. Астарот женат на Астарте. Их первенец - Перочул. Астарот покинул Рай вместе с Повелителем. Это один из ближайших друзей Люцифера. Характер его общительный и веселый. Астарот пользуется успехом у женщин. Внешне он очень красив. Кожа бледная с голубоватым оттенком, волосы ярко-черные, глубокие темные глаза всегда блестят. У Астарота также есть огромные крылья.

Везельвул

Везельвул - это второй помощник Повелителя. Супругой его является Буфовирт, сын его - Милорис. Этот падший ангел, или демон является мастером своего дела, серьезно подходит ко всем вопросам. Он настоящий патриот Ада, помогавший в сотворении мира и его развитии Повелителю. Индивидуальна внешность Вельзевула: короткие темные волосы с длинной челкой, серьезное выражение лица, кожа серо-голубая, бледная. У него большие темные крылья, отливающие красным и большие серые рога. Личным знаком его является муха, поскольку Везельвула еще в детстве слушались насекомые.

Приближенные Правителя

В иерархии следующую ступень занимают демоны Ада, являющиеся Приближенными Правителя. Они обладают правом действовать от его имени при решении различных государственных вопросов.

Бельфегор

Бельфегор - это Демон Братства, один из Приближенных Повелителя, а также один из лучших друзей Люцифера. Он руководит группой демонов, может действовать от имени правителя при решении различных вопросов. Женат Бельфегор на Депинпик. Он является одним из самых сильных бойцов Ада, не знающим пощады и жалости в битве. Он беспощаден также к нарушителям закона. Считается, что два главных весельчака есть в аду - Бельфегор и Асмодей. Этот демон внешне красив. Кожа его ярко-синего цвета, волосы темно-синие, глаза, рога и крылья также синие.

Асмодей

Асмодей - это Демон Братства, руководящий группой демонов. Он является приближенным правителя, также имеет право действовать от имени Люцифера. У него нет жены и детей. Руководителем группы Демонов Асмодей стал в возрасте 7 лет, а в 12 он стал Приближенным, что считается уникальным явлением. Характер Асмодея - противоречивый. Одновременно его называют и прелестью, и психом Ада. У этого демона бледная кожа с голубым оттенком, темные длинные волосы до плеч, глаза серого цвета, сильное телосложение, крылья большие темно-серые и большие рога.

В число Приближенных Люцифера входят также другие демоны Ада, являющиеся не только его друзьями, но одновременно и главными помощниками в решении вопросов жизни Ада и в текущих делах. Но они не могут действовать от его имени. Кратко опишем их.

Аббаддон

Аббаддон - это Демон Братства, руководящий группой Демонов. Является Приближенным Повелителя. Жены и детей у него нет. Это сильный и жестокий боец. Не знает пощады в бою. Аббаддон - покоритель женских сердец. Он красив, кожа его светло-персикового цвета, у него светлые волосы, крепкое телосложение, синие глаза, прямые белые рога, светло-голубые крылья.

Адонай

Адонай работает в группе Асмодея, является Приближенным Повелителя. Женат на Ламии, имеет много детей. У него сложная история существования в Аду, а также непростые отношения с Повелителем. За нарушение закона его супруга отбывает в настоящее время суровое наказание, выполняя тяжелые работы. Никаких контактов с ней Адонай не поддерживает. Внешне этот демон довольно привлекателен. У него красные глаза, темно-коричневая кожа, светлые волосы с длинной челкой, рога темного цвета, большие коричневые крылья.

Белиал

Белиал - Приближенный Правителя, Главный Жрец. Это один из самых сильных Демонов в Аду. У него нет жены и детей. Он следит за работой жреческих направлений, отдаваясь целиком работе. У Белиала практически нет свободного времени. Он довольно требователен и жесток, не дает никому поблажек. Этот демон не терпит отказов и отговорок в своей работе. За подобные вещи он лично жестоко наказывает вплоть до изгнания души провинившегося в смертный мир. Белиал, как и другие жрецы, изготавливает различные предметы, в которые вкладывает определенную энергию. Внешне он красив. Цвет кожи - голубой, глаза фиолетовые, волосы каштанового цвета. У Белиала черные большие крылья и бычьи рога.

Кадумар

Кадумар - Приближенный Повелителя, Демон Братства. У него нет детей и жены. Это сильный боец. Имеет кожу огненного цвета, красные волосы, сплошные темно-красные глаза, большие рога и крылья с черно-красным узором. Телосложение крепкое.

Локисор

Локисор является Демоном Силы. Не женат, детей нет. Некоторое время Локисор пребывал на Земле, где исполнял задания, порученные ему. Носит одежду лишь сшитую из кожи бесов или демонов. Он ее выделывает сам и иногда шьет. Также Локисор делает плетки. У него светлые волосы, синяя кожа, синие сплошные глаза, черные бычьи рога и черные крылья.

Олотан

Олотан в прошлом был Демоном Собирателем, теперь - Демон Братства. Он не женат, детей у него также нет. Это достаточно сильный падший ангел, или демон. Он пришел в группу Асмодея по его приглашению, возглавлял до этого группу Демонов Собирателей. Олотан обучался у Асмодея, а затем приступил к своей работе. При исполнении служебных обязанностей требователен. У него персикового цвета кожа, прическу он постоянно изменяет. У Олотана большие рога, которые идут немного в сторону, а затем прямо. У него, как и у всех демонов, есть большие крылья.

Палатем

Палатем - еще один Демон Братства из группы Асмодея. Женат на Кали. Палатем руководил некоторое время группой Демонов Силы, это место занял в молодом возрасте. Затем Асмодей заметил его и пригласил под свое руководство в Демоны Братства, обучал его лично. У него кожа коричневого цвета, длинные светлые волосы с челкой на глаза и небольшой желтизной, сплошные коричневые глаза, большие рога и темные крылья.

Пихтион

Пихтион - это также Демон Братства. У него нет родителей, жены и детей. Лишь Волоеян, его сестра, есть у него из близких родственников. Он работает в ее группе. Это достаточно жестокий демон, не терпит грубости и дерзости, сильный боец. Имеет рыжие волосы, изумрудные глаза, светлую кожу, огненные крылья и красные рога.

Демоны Братства и жрецы

Жрецы и Демоны Братства занимают следующую ступень в иерархии. Группа жрецов обладает определенными привилегиями, но у них, в то же время, более жесткие, чем у других Демонов, нормы поведения, а также огромная ответственность за свои поступки.

В своей внутренней структуре Демоны Братства имеют несколько различных направлений, главные из которых следующие: Рикот, Мотолу и Панора.

Панора - это вид демонов, отвечающих за соблюдение порядка и закона. Они участвуют в проверках на местах, а также устраняют нарушения.

В направление Мотолу входят демоны, являющиеся элитными разведчиками и бойцами.

Рикот - это демоны, являющиеся главами групп.

Кроме поддержания порядка и закона, все Демоны Братства участвуют в битвах. Глава всех их - Сатана. Все демоны, входящие в эту группу, подчиняются ему, кроме жрецов.

Сатана

Сатана является Главой Вида, Демоном Братства. Имена демонов Ада, которые известны как его дети: Адонай, Астарта, Кайдо, Гронгад и другие. Это сильный боец, достигший самостоятельно своего статуса благодаря тяжелому труду. Внешность Сатаны - кожа цвета асфальта, волос на голове нет, маленькие серые глаза, тело слабое (одно плечо слегка выше другого), большие изогнутые и кривые рога, крылья асфальтового цвета.

Подробнее о жрецах

Жрецы - очень сильные демоны, которые способны подчинять энергии и управлять ими. Лимиты этих энергий они раздают Демонам Силы, а также следят за состоянием эгрегоров и за движением энергий, могут восстанавливать их правильную циркуляцию. Белиал стоит во главе их. Есть определенные направления в жречестве: Жрецы Хаоса, Жрецы Животных, Жрецы Природы, Жрецы Огня, Жрецы Тайны.

Другие обитатели Ада

Классификация демонов этим не ограничивается. Существуют и другие обитатели Ада. Кроме вышеперечисленных, в структуре его выделяются Сильные, Средние и Мелкие демоны. Мелкие - это суккубы и инкубы, а также Демоны Снов. Суккубы и инкубы работают в одном направлении. Они отвечают за поддержание связи с различными мирами и различаются полом: у инкубов он мужской, а у суккубов - женский. Бесы и нолы находятся на самой низкой ступени иерархии (это уже не демоны).

Бесы

В Аду бесы - это рабы или обслуживающий персонал. Они не обладают большим умом, деятельность их не направлена в созидательное русло. Однако они имеют силу, хоть и небольшую. Бесы способны, как и демоны, к телекинезу и телепортации, а также к телепатии. Они напоминают внешне людей и не имеют рогов и крыльев, за редким исключением. Страшно неопрятны и неряшливы они, а также боязливы, являются разносчиками слухов и сплетен, ненавидят и боятся демонов.

Нолы

Нолы - это рабочий класс. Однако они занимаются созиданием, в отличие от бесов. Силой они не обладают, но наделены умом. Опрятный внешний вид также является их отличием от бесов. Нолы - смертные жители Ада. Подобно бесам, они создают семьи, в которых рождаться могут не только нолы, но и демоны. Однако если нол рождается в семье демона, его выбрасывают, так как для демона такого ребенка растить считается позорным. Специальные учреждения существуют для нолов, где их бесплатно обучают различным ремеслам.

Иерархия демонов Ада была вкратце нами описана. Конечно, мы ограничились описанием лишь основных из них. Как вы знаете, главные демоны Ада, а также более мелкие его обитатели, имеют жен. Характеристика некоторых из них также весьма любопытна. Описание демонов Ада, как вы понимаете, лишено научной точности. Доказать их существование невозможно. Однако сильнейшие демоны Ада во многих источниках описываются примерно одинаково. Это наводит на определенные мысли. Возможно, представленная выше классификация демонов - это не просто чья-то выдумка.

ИЕРАРХИЯ ДЕМОНОВ

В вопросах демонической иерархии царит такая же неразбериха, как и в вариантах классификаций. Несмотря на то, что ад зачастую представляется как царство хаоса и беспорядка, человечество неудержимо тянуло приписать ему стройную иерархическую систему.

В популярных гримуарах 16-17 столетия, таких как "Grand Grimoire" и "Grimorium Verum", владыками Ада названы Люцифер (император), Вельзевул (князь) и Астарот (великий герцог), которым подчинены 6 высокопоставленных духов и множество более мелких.

В других книгах могут упоминаться не три, а четыре верховных иерарха Тьмы, соответствующие четырем сторонам света; к трем вышеперечисленным добавляется то Велиал, то Левиафан, то Молох.

П.Бинсфельд, демонолог 16 столетия выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана – гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан – с завистью, Бельфегор – с ленью.

В поздней каббале десять архидьяволов соответствуют десяти злым сефиротам (темным силам), среди них Сатана, Вельзевул, Люцифер, Астарот, Асмодей, Бельфегор, Ваал, Адрамелех, Лилит и Наамах.

Иоганн Виер в "De Praestigius Daemonum" попытался нарисовать полную картину Адской империи, приписав каждому демону соответствующий чин или должность. Верховным правителем Ада у него выступает Вельзевул, среди высших князей – Эврином, Плутон, Молох и др.

Знаменитый магический трактат "Lemegeton" (16 в.) перечисляет 72-х главенствующих демонов, подчиняющихся четырем императорам сторон света (Амаймону, Корсону, Зиминару и Гаапу). В соответствии с феодальным строем того времени, демоны носят титулы королей, герцогов, графов, маркизов и губернаторов, однако о подчиненности менее значимых более значимым ничего не сказано.

Агриппа в "Оккультной философии" также приписывает духам дворянские титулы, однако большее значение придает "разряду" или "порядку" духа. "Да будет известно, – пишет он, – что дух низшего порядка, какое бы достоинство ему ни было присуще, всегда ниже духов высшего порядка. Не является неудобством, что короли и графы подвластны высшему начальству и не имеют большего значения, чем их министры".

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

7. ПЕЙЗАЖ, СВОБОДНЫЙ ОТ ДЕМОНОВ Христианство вернуло людям возможность любоваться небом, звездами, облаками и закатом.В языческих религиях каждый природный феномен наделялся именем и биографией. А поскольку речь шла все же о природных феноменах, то персонажи этих мифов

Из книги Золотые пластины Харати автора Мулдашев Эрнст Рифгатович

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

3. Известно ли, сколько демонов? Вопрос:Известно ли, сколько демонов?Отвечает священник Константин Пархоменко:Демонов, так же, как и Ангелов, неисчислимое множество. Древний библейский герой, Иаков, увидев сонмы Ангелов, воскликнул: Это ополчение (т. е. огромное войско)

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

3. Обличья демонов Мы уже знаем, что демоны могут принимать любой облик, какой только пожелают. Такое мнение выражали многие демонологи; но некоторые предпочитали стричь всех бесов под одну гребенку и пытались стандартизировать дьявола, утверждая, что и он сам, и все его

Из книги Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны автора Игумен N.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ДЕМОНОВ В том случае, если духовная наследственность человека не обременена серьезными наследственными грехами, а тем более, если он защищен от внедрения демонов благодатью Крещения, падшие духи пользуются 1-м способом для разрушения благодатной

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

«МЕХАНИЗМ» ВНЕДРЕНИЯ ДЕМОНОВ Попытаюсь теперь раскрыть «механизм» внедрения демонов в тела людей через сознательных (колдун, маг) или бессознательных (экстра­сенс, цели­тель) служителей Сатаны, то есть механизм наведения порчи. Рассмотрим здесь пока только один вариант

Из книги Всё о демонах автора

Изгнание демонов в стадо свиней (Мат. 8:28–34; Лк. 8:26–37)1 Они переправились на другую сторону озера в Гадаринскую землю. 2 Как только Иса вышел из лодки, навстречу Ему из могильных пещер выскочил человек, одержимый нечистым духом.3 Человек этот жил в могильных пещерах, и никто

Из книги Магия, оккультизм, христианство: из книг, лекции и бесед автора Мень Александр

Изгнание демонов в стадо свиней (Мат. 8:28–34; Мк. 5:1-17)26 Они приплыли в Гадаринскую землю, что напротив Галилеи. 27 Когда Иса сошёл на берег, Ему навстречу вышел человек из города, одержимый демонами. На нём уже давно не было одежды, и жил он не в доме, а в могильных пещерах. 28

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕМОНОВ Среди демонологов пока не нашлось своего Линнея, который создал бы исчерпывающую и общепринятую классификацию инфернальных тварей. Что же касается имеющихся вариантов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить точное

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

КОЛИЧЕСТВО ДЕМОНОВ В том, что демонов существует великое множество, никто не сомневается. Однако, начиная с первых веков христианства, богословы и демонологи с поразительным упорством упражняются в математике, пытаясь высчитать точное количество адских духов.Максим

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

ОБИТЕЛЬ ДЕМОНОВ Демонам необходимо было где-то жить, и Ад стал пристанищем, выбранным для них Богом. «Наполненный неугасаемым огнем, дом боли и несчастий», – так сказал о нем Мильтон. С тех пор Сатана со своими подчиненными сделали со своей обителью все, что могли:

Из книги автора

В МИРЕ ДЕМОНОВ И ДУХОВ Из книги «Магизм и Единобожие»Все полно богов.Фалес МилетскийБогиня–Мать - всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа.

Из книги автора

Слабость демонов Если мы соберем воедино все рассказы, в которых Отцы пустыни излагают свой духовный опыт, то получится внушительная сумма данных, способная устрашить и заставить нас спросить себя: а были ли они правы, открыв нам хитрости и уловки, которыми пользуется

Из книги автора

Подножки демонов Поэтому чада, и со страхом внимайте, бегите твердо и искусно, разузнавая подбегающих и подставляющих нам ногу демонов. (231) Никто не может хорошо бежать, если предварительно не сбросит с себя всего платья за исключением нагрудника веры. Под платьем же

Из книги автора

Воздействие на мир при помощи ангелов и демонов Кроме материального мира Всевышний сотворил духовные создания, которые делятся на две основные категории – ангелы и различные духовные силы. Ангелы – это духовные создания, ответственные за что-либо духовное или

Из книги автора

Есть ли псалмы против демонов? Я читал, что царь Давид на каждую трудную жизненную ситуацию написал псалом. Есть ли псалом против демонов и злых духов? Спасибо.В Талмуде (трактат Швуот 16 б) сказано, что есть два псалма против злых духов – 3 и 91. Поскольку эти главы Тэилим

В аду имеется своя иерархия. Ниже приведены звания Демонов.

LUСIFЕR – император;

BELZEBUTH – князь;

ASTAROTH – высший герцог.

После них идут высшие духи, которые находятся под властью выше пересказанных демонов:

LUCIFUGE – первый министр;

SATANACHIA – высший главнокомандующий;

AGALIAREPT – главнокомандующий;

FLEURETY – советчик;

SARGATANAS – бригадир;

NEBIROS – маршал.

Эти шестеро управляют остальными духами, которых всего восемнадцать:

Bael, Agares, Marbas, Pruslas, Aomon, Barbatos, Buer, Gusoyn, Botis, Bathim, Pursan, Eligor, Loray, Valefor, Farail, Ayperos, Naberus, Glasialabelas.

LUCIFUGE-у повенуются: Bael, Agares, Marbas ;

SATANACHIA–у: Pruslas, Aomon, Barbatos ;

AGALIAREPT–у: Buer, Gusoyn, Botis ;

FLEURETY–у: Bathim, Pursan, Eligor ;

SARGATANAS–у: Loray, Valefor, Farail ;

NEBIROS–у: Ayperos, Naberus, Glasialabelas .

Первому из них, LUCIFUGE-у со своими подданными принадлежат все деньги и прочие драгоценности мира.

Второй из них, SATANACHIA со своими подданными, может подчинить всех девушек и женщин мира для того, кто его призвал, и заставить делать их то, что он захочет.

Третий, AGALIAREPT со своими подданными может раскрыть все тайны мира.

Четвертый, FLEURETY со своими подданными может сделать то дело за одну ночь, которое обязательно должно быть сделанным. Также он может вызвать гром в любом месте мира.

Пятый, SARGATANAS со своими подданными может сделать того, кто его призвал, невидимым, переместить его в любое место, сделать все невидимое для него видимым, открыть для него все то, что закрыто.

Шестой, NEBIROS со своими подданными может повредить всем тем, кому захочет, может изготовить амулет из корня мандрагоры, научить свойствам металлов, минералов, растений и животных. Он может предсказать будущее. Также он один из лучших некромантов в аду. Его назначение наблюдать за всей армией ада.

Имена Демонов

SAMAEL – высший дух, не рожден, не создан, но вечен. Его символ – это меч в высохшей крови. Ненавидит мир до такой степени, что готов его уничтожить. Его слово закон для любого демона.

LILITH – Супруга SAMAEL-а. Повелительница жуков и червей, королева всех мёртвых и нечистых, покровительница всех убийц детей. Является как красивая голая женщина или как старая бабушка в черном одеянии.

BEELZEBUB – Князь тьмы и первоначальная тьма, у его ненависти нет границ, а сила у него бесконечная. Он может явиться как огромная пчела, голова лошади, голый человек без кожи или как высокое дерево. Он из тех демонов, перед которыми не могут встать ни бог, ни его последователь.

ASMODEUS – Демон лжи, защитник драгоценностей ада. Является как великий король в прекрасном одеянии и может дать власть всем тем, кто к нему обратится. Его символ – это зажженная масляная лампа. Ему подчиняются волки, леопарды и оборотни.

AZAZEL – Защитник города мертвых во внешней стороне ада, учит смертных темной магии. По легендам он отец первого чернокнижника, а мать первого чернокнижника – человек. Его невозможно призвать т.к. он сам является избранным для того, чтоб просвещать.

Почему нельзя быть штабс-капитаном, если нет Бога? Какой урок преподает нам евангельский сотник? Почему так важно знать свое место и когда можно это место покинуть? И как не дать диавольской иерархии возобладать в нашей жизни?

Приветствую вас, дорогие боголюбцы!

У Достоевского (кажется, в романе «Бесы») есть такая реплика одного из персонажей: «Если Бога нет, то какой же я штабс-капитан?» Такая парадоксальная, дзен-буддистская даже фраза, открывающая сознание, говорит о следующем: штабс-капитан – это человек, который не начинает и не заканчивает военную иерархию; под ним есть меньшие чины, над ним есть большие чины, над большими чинами – еще наибольшие, а над всеми чинами в государстве есть царь, над царями же есть Царь царей – Господь Бог. Вот такая стройная цепочка, и если ее разрушить, вот и выйдет: какой же я штабс-капитан?! И если нет Бога, нет ни отца, ни матери, ни начальника, ни подчиненного, то это некое общее месиво всех против всех, восставших, считающих себя абсолютно равными.

На самом деле в мире равенства нет. Это очень важная идея, ее следует хорошо усвоить. Итак, если Бога нет, какой же я штабс-капитан? Это хорошо знал римский сотник, который попросил Господа исцелить его отрока. Господь сказал ему: «Я приду и исцелю», и тот ответил: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает…» (Мф. 8: 8–9). В этих словах сотник исповедует следующее: я подвластный человек, я не самый главный, надо мной есть начальники, но я тоже некий начальник, и мои подчиненные слушаются меня. А при чем тут Христос? А при том, что сотник видит во Христе Того, Кого слушаются все. Христос – начальник иерархии, Он во главе всего, и, по мысли сотника, если уж его, сотника, слушаются беспрекословно, то Ты, Господи, только скажи слово – и исцелится отрок. Сотник – человек, который научен дисциплине и послушанию, который живет внутри иерархии, имеет над собой начальников, под собой подчиненных, и он прекрасно понимает, что должен слушаться начальника, как и его самого слушаются его подчиненные, а Господь – главный над всеми, и Его слушаются все.

Иерархия – слово очень важное для нас. Почему? Потому что всё возглавлено, нет ничего не возглавленного в мире, даже в ЖЭКе над метлой должен быть начальник. Нет никого такого в человеческом роде, кто бы кому-то не подчинялся, перед кем-то не отвечал.

Лестница – богословское понятие, и шагать по ней надо ступенька за ступенькой, не перепрыгивая сразу через несколько

Святитель сказал удивительные слова: «Когда люди имеют любовь, они не думают о справедливости». То есть когда люди любовь теряют, их жарко волнует справедливость. А справедливость понимается в категориях равенства. И я хочу того, кто выше, стащить вниз, а самому, может быть, подняться наверх. Хочу, так сказать, лестницу мироустройства выпрямить в прямой отрезок. Лестница – тоже богословское понятие. Иаков спал и видел лестницу – от земли до неба, и ангелы Божии восходили и нисходили по ней, Господь же утверждался на ней. А преподобный Иоанн Лествичник написал книгу о восхождении, где по ступенькам не прыгают, где постепенно, шаг за шагом идут по ступеням божественного озарения и практического освящения. Причем идут по очередности, то есть сначала конкретно первая ступень, потом конкретно вторая и так далее – и местами эти ступени не меняются.

И даны иерархично: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая… – до десятой, они связаны между собой логически, перетекая одна в другую, начиная от самой главной. Головная заповедь – это знак Бога, а дальше уже постепенно умножаются нравственные понятия. Заповеди блаженств тоже даны не спутанно, а иерархично, а именно – как лестница перехода от одного к другому. А заканчиваются: «…таковых есть Царство Небесное». Всё сделаешь – будешь изгнанным правды ради, потому что мир выгонит того, кто обличает его своим святым житием.

Всюду должна быть иерархия, и реальность земная копирует реальность небесную. О небесной иерархии мы читаем у Дионисия Ареопагита и у апостола Павла. Ангелы не все сбиты в стадо, ангелы подобны войску, а войско имеет военачальника и потом тысячников, десятников, сотников и так далее. Армия любая – это иерархическая структура. Мы имеем небесное воинство, и Господь – Царь небесного воинства; кстати, Он так и зовется – Саваоф, то есть «Господь воинств». А если воинство, значит, воинские звания и иерархия. И есть девять ангельских чинов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы. Они не меняются местами, каждые совершают свое особое служение, каждые находятся в послушании высшему и все вместе служат Богу.

Демонский мир тоже иерархичен. Он является перевертышем настоящего, светлого мира. И тут есть страшные начальники – бесовские князья, которые, как, скажем, воры в законе, командуют шавками и сявками. Есть просто хулиганистые такие мелкие бесы, которые совершают всякие пакости и гадости, не способные перевернуть полмира. Так что и там есть своя гадкая иерархия – именно иерархия, причем из житий святых мы знаем, как старшие бесы, например, безжалостно избивают и наказывают младших, а те, в свою очередь, еще младших. Такая тюремная иерархичность, построенная не на любви, а на страхе наказания. Но они тоже знают своих старших. Это перевертыш ангельский. Светлый, ангельский, восходящий вверх мир и темный ангельский, восходящий вниз – они в полной мере отражены в нашей жизни. Совершенно справедливо Данте изображает ад тоже ступенчатым – воронкой, закручивающейся книзу, уменьшающейся и доходящей до точки, где во льду, в ледяном озере Коцит замерз сатана. Эти ступени идут от верхних кругов, где мучаются за грехи полегче, потом – те, чьи грехи всё тяжелее и тяжелее, и наконец клятвопреступники, предатели, диаволопоклонники и сам начальник всякого зла. Это абсолютно богословски правильно данная идея, выраженная художественными формами. Кстати говоря, эта бессмертная дантовская трилогия названа «Божественная комедия», но в ней нет ничего смешного: в средние века комедией называлось произведение, в котором хороший конец, в котором герой не гибнет. В трагедии герой гибнет, а в комедии – нет. Вот, собственно, и вся комедийность, а там смеяться не над чем, там кошмары. Это целая энциклопедия средневековой жизни. Так вот: и там, и там, и там, и там – везде есть иерархия.

Жизнь людей призвана отображать ангельскую иерархию, и потому должны быть у нас старшие

Что наша человеческая жизнь? Человеческая жизнь, по мысли богословов, должна отображать ангельскую иерархию, и в этом смысле должны быть старшие. Должны быть ангельские начальники, должны быть помощники пониже, пониже, до самого простого человека, который может быть ангелом. Как говорится, я еще не волшебник, я только учусь, но Бог помогает мне делать самые настоящие чудеса. И каждый человек может быть этим меньшим из ангелочков, постепенно восходя от силы в силу. И в Писании сказано: «Идущим от силы в силу явится Бог богов сил» (ср.: Пс. 83: 8). Такова духовная цель нашей жизни. Нужно уважать старших, не стремиться занять их место, занимать свое место и выполнять то, что нужно, до тех пор, пока десница Божия не поднимет тебя на более достойное место. Как в Притчах Господних: сядь пониже, потому что лучше, когда скажут тебе: «Друг, сядь повыше, ты достоин быть здесь» (ср.: Притч. 25: 7). Это именно возведение человека со смиренного места на место более достойное.

Бесовская иерархия тоже присутствует в нашей жизни. В преступных сообществах ярче всего это видно или в каких-нибудь других полукриминальных и криминальных отношениях, где есть старшие паханы-начальники, где есть какие-то князья, мало кому видимые и знаемые, имени которых трепещут, и где есть, так сказать, «шестерки» и сявки, которые выполняют самую грязную и поганую работу. Это тоже иерархия, но это, конечно, невеселая иерархия. Но и она доказывает неизбежность иерархичности мира.

И вот на что хочу обратить внимание: мы, люди, думаем и имеем сердечные основания полагать, что это правда, будто высшие ангелы не гнушаются делать работу меньших. Вот меньший работу большего делать не может, потому что не способен к этому, а больший работу меньшего делать может. Это очень красивый принцип. Говорят, в Грузинской Церкви (я слышал это от многих и думаю, что так и есть) священник может при отсутствии диакона, в виде исключения, надеть диаконское облачение и служить службу с орарем, а не с епитрахилью – то есть совершать служение меньшего. Или совершать служение пономаря или чтеца. Конечно, чтец не может быть диаконом – снизу вверх подняться нельзя без достойного рукоположения; и диакон не может священническую службу служить. Но высший может спуститься вниз и совершать служение низшего. Как, например, человек, стоящий у станка, не может занять место директора, но директор, если он в свое время на станке работал, может дать урок мастерства – снять пиджак, надеть халат и очки и показать, как правильно затачивается та или иная деталь. Высший к низшему снисходит, низший к высшему не поднимается, так как нет у него для этого природного ресурса, – вот так иерархия действует по законам любви.

Высший, не бойся делать работу низшего – тебя это не унизит! Низший, чти высшего и помни: его работы ты не сделаешь

Высший, не бойся делать работу низшего! Находящийся наверху, не бойся брать в руки метлу, кайло, отвертку… Не бойся! Тебя не оскорбит работа низшего. А ты, низший, уважай высшего и не дергайся, потому что люди, восстающие против начальств, против властей, против тех, кто над ними, дерзко оскорбляющие начальство, как говорится у апостола, – это люди, имеющие сатанинский дух. Они не желают слушаться, они самоуверенны, они считают, что достойны большего, они не любят никого, кто выше их. И они стараются, так сказать, поколебать вселенную, возбуждая в себе и в окружающих ненависть к тем, кто выше. Зависть – это мерзкое чувство, родоначальница всех революций и потрясений, мать всех убийств. Зависть сбросила диавола с небес на землю, зависть дала камень в руки Каину против Авеля, зависть – мать всех злодейств в роде человеческом. И эта зависть как раз и проявляется в нежелании слушаться старшего, в нежелании уважать поставленных над тобой.

Почитание находящегося выше столь естественно и необходимо, что даже в эпоху языческих царей апостолы требовали этого от учеников своих. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», – говорит апостол Петр (1 Пет. 2: 17). Апостол Павел писал, что он желает, чтобы на всяком месте святые мужи воздевали непорочные руки в молитве – в том числе и за тех, которые во власти. А во власти, то есть императором, напомню, тогда был Нерон. Как видим, молитва о негодяе, сидящем на троне, не смущала апостола Павла, потому что он понимал: Римская империя сама по себе есть божественное попущение и домостроительство спасения. И этот порядок, воцарившийся на огромной части вселенной, есть дело Божие. А порядок должен быть возглавлен. На престоле в Риме сидит царь, у него есть кесари подвластные по провинциям, прокураторы, префекты, различные начальники областей, командиры легионов, и вся эта стройная структура существует для того, чтобы люди не съедали друг друга, как рыбы в море. В древности евреи говорили: живи там, где исполняются законы. То есть если придется тебе потерять землю отцов и жить в изгнании, старайся жить там, где исполняются законы. Потому что, если у людей закона нет, получается то, что написано в книге одного из малых пророков: «Нечестивец поглощает того, кто праведнее его… люди, как рыбы в море, как пресмыкающиеся, у которых нет властителя» (ср.: Авв. 1: 13–14). В море рыба большая глотает ту, что поменьше. Они, рыбы, заняты постоянным шнырянием по пространству глубин моря для того, чтобы заглотнуть того, кто меньше тебя размером. Это, собственно, и есть жизнь морских животных: съесть того, кто меньше тебя. Так вот, чтобы не было так в человеческом роде, нам нужны законы. Законы должны исполняться – и исполняться иерархически: сверху донизу и снизу вверх, как те ангелы, что восходили и нисходили по лестнице Иакова, которую увидел во сне праотец.

Пару слов, друзья мои, о практике. Найдите свое место в жизненной иерархии. Кто вы дома? Вот вы – муж, вы в семье – . И когда разливает мать суп за обедом, то первая тарелка – отцу. Обязательно! Первый кусок – отцу. Не потому, что он самый лучший, а потому, что так Бог приказал. Когда одного мудреца спросили: «Если болеют и мать, и отец и оба просят воды, кому первому подать?», он отвечал так: «Подай сначала отцу, потому что если бы была здорова мать, то она побежала бы сама к нему со стаканом воды, она сама согласна с тем, что ему первому: он старший». Жена подчиняется мужу, и это сохраняется и тогда, когда они оба уже беспомощны. Это закон иерархии.

А каков закон иерархии в братских отношениях? В многодетных семьях старшие и младшие братья постоянно спорят между собой, доказывают что-то друг другу, но в конце концов все сглаживается. Но родители должны следить за тем, чтобы старший младшего не обижал, а младший над старшим не насмехался и не спорил с его, так сказать, законными требованиями, потому что старшие всегда имеют власть над младшими: мама – над детьми, муж – над женою. И дети всегда должны почитать своих родителей. Так – в семье.

И на работе найдите свое место и, будучи старшими, пожалуйста, не хамите младшим, не снимайте с них шкуру, не будьте демонами. Это только злой человек с нераскаянным черным сердцем – черным, как деготь, – имеет своей целью залезть повыше и обгадить всех, кто ниже остается. Такова цель бесовской иерархии – залезть повыше и плевать на лысину тех, кто остался внизу. У нас не так. У нас, кто залез повыше, любит того, кто остался внизу. И, конечно же, чти и воздавай должное тому, кто над тобой. Не только на работе: в цеху, на предприятии… Но и в институте. Кто-то – лаборант, а кто-то – профессор, ректор, проректор… Вы все прекрасно понимаете, что от иерархии зависит жизнь наша. Она и в армии, конечно, и в различных бизнес-структурах. И в медицинских делах: санитар, доктор, главврач.

Нужно занять свое место и не выходить за пределы его, а когда надо будет, Божия десница поднимет нас

Нужно занять свое место и не выходить за пределы его. Поверьте, Божия десница поднимет вас на нужные места, из тьмы на свет, как Давида Господь забрал и поставил на царство. Богу интересно забирать от овец и козлищ человека, способного править государством, и Он это делает. Только ты сам не лезь туда. Жди, когда попросят.

Так же и в Церкви. Нужно знать свое место, кто ты: мирянин, послушник, инок, монах, носящий священный сан, или священник, а если священник, то украшенный протопресвитерством или просто иерей, недавно взявший на свои плечи тяжкий крест иерейства; архиерей или ты – Патриарх. Должна быть восходящая вверх иерархия, и нужно воздавать всем должное: кому честь – честь, кому страх – страх, кому любовь – любовь. Здесь всё должно соблюдаться. Это гарантия стабильности человеческого общества, гарантия его успешности в любой работе, когда каждый знает свое место и исполняет приказы.

Закончим, пожалуй, тем, что говорит Премудрый, когда хочет научить людей: «Иди, ленивец, поучись у пчелы, поучись у муравья». У муравьев и пчел премудрый Соломон советует нам учиться. Так вот, не только в трудолюбии можно подражать пчелам и муравьям – и те и другие также пример великой иерархии. У этих тружеников в мире насекомых каждый знает свою работу: у них есть работяги, которые таскают тяжести; есть те, кто защищает их, стоит на страже; есть те, которые командуют, те, которые носят пищу, и т.д. и т.п. Высочайшая степень социализации! В улье, говорят, есть несколько десятков «профессий». Есть даже пчелки, которые никакого меда не собирают, не строят эти геометрически правильные чудесные соты, совершенно удивительные, а машут крылышками с определенной частотой, чтобы поддерживать в улье нужную температуру, – такие пчелки-кондиционеры. У каждой пчелы есть свое послушание, и они не выступают за свои пределы, не совершают этих бесовских переворотов, иначе мы бы никогда не ели меда. У нас не было бы ни воска, ни меда, ни прополиса, если бы пчелы бунтовали и устраивали демократию.

У пчел есть старшие, младшие – всё в порядке. А у нас – ни меда, ни прополиса, потому что нет ни одной пчелы, а только одни мухи – из-за того, что каждый лезет наверх по головам стоящих внизу. И это, конечно, бесовское занятие, говорящее о том, что жизнь наша, которая должна быть зеркальным отображением небесной иерархии, на самом деле заполнилась грязью из нижней иерархии – из иерархии бесовских падших существ. Думайте об этом и делайте выводы. До свидания!

Последние материалы сайта