Что такое божье благословение в православии. Благословение Благословение дается славящим Бога

18.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

М ы говорим о благословении, просим благословения в молитвах, читаем о благословении в Библии, а вы когда-нибудь задумывались над тем, что это на самом деле означает? Когда все идет хорошо, в правильном направлении? Процветание – здоровье, богатство, и еще много чего? Божье благоволение? Что же именно это такое? Мы можем легко согласиться, что это нечто очень позитивное, но, когда мы стараемся закрепить за понятием благословение какое-то определение, оно вдруг кажется поразительно сомнительным. Будучи верующими, мы все время говорим о благословении, но может ли такое быть, что мы не знаем точно, о чем мы говорим?

В первый раз мы сталкиваемся с благословением в Библии, в самой первой главе, и это помогает нам понять суть этой удивительной тайны;

И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (Бытие 1:22)

Это место Писания согласуется с идеей процветания — плодотворности и умножения. Затем мы видим в стихе 28:

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Бог благословляет творения, а затем он благословляет Адама и Еву. Но благословение это немного иное… Да, в благословении есть плодотворность и умножение, но также разрешение и власть, подчинять и владычествовать над творениями. В самом конце процесса творения Бог создает Шабат. В Еврейской Библии это тоже первая глава, потому что это является частью творения. И Бог благословляет Шабат:

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. (Бытие 2:3)

Итак, что же является благословением сейчас? Отчасти здесь разрушается модель благословения как приумножения и плодотворности – что же это значит, что Бог «благословляет» Шабат? Он благословляет его и делает его святым, поскольку Он свят. Это Его особый день покоя, отражающий то, как сам Бог отдыхал после созидательной работы.

Определение благословения

Мой друг Филипп Литл, замечательный библейский учитель, определяет благословение таким образом:

В своей основе, благословение – это Богом данная сила для того, чтобы что-то или кто-то делал то, для чего они были созданы и предназначены. Творения должны были наполнять землю и размножаться — поэтому Бог дал им Свое благословение — Свою силу — чтобы делать это. Человеческие существа также должны были размножаться численно, но и заботиться об остальной части творения. Им также дана была сила осуществлять это. Когда дело доходит до Шабата, Бог наделяет его Своей силой всецело быть тем днём, которым он предназначен быть – святой день покоя и единения с Богом.

А что относительно того, когда мы благословляем Бога?

Когда мы благословляем Бога (а каждое еврейское благословение прежде всего благословляет Бога — БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОhЕЙНУ МЕЛЕХ hАОЛАМ – Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной), мы просто признаем Его полноправным и единственным источником всякого благословения. Благодаря Его силе у нас есть все, что мы имеем, и кем мы являемся.

А как насчет благословения других?

Когда мы благословляем других во имя Бога, мы фактически молимся о том, чтобы Бог послал свое благословение на них. Когда мы благословляем кого-то, мы просим Бога о Его совершенной воле и намерениях в жизни этого человека. Это также признание того, что мы не можем сделать это без Его силы. Это не только вопрос желания, но вопрос сотворения – делать наилучшим образом то, для чего мы были созданы и предназначены. Он говорит нам, что делать в Своем Слове, а Его благословение есть данная нам Его сила, чтобы это совершить. Он дает нам Свои повеления, и Он единственный, кто дает нам способность быть результативными, повинуясь им.

Помните, откуда приходит благословение

Мы видим эту закономерность повеления и благословения очень ясно во Второзаконии 8:

«Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет… Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую… И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.»

Таким образом, Бог дает повеление и благословение, и предостерегает Израиль от забвения того, откуда пришло благословение:

«Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего… и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим.»

Именно Бог является тем, кто дает нам способность и силу быть плодотворными и успешными, и необходимо убедиться в том, что мы сохраняем это в своем разуме. Определенно, что не наша упорная работа и удачный случай, а Божье благословение снарядило нас всем необходимым, чтобы оказаться в той точке успеха, в которой мы сейчас находимся.

Кроме того, в этом отрывке мы видим, что понятие умножения повторяется еще несколько раз. Это важная часть благословения. Всё, что приходит от Бога, всегда будет расти и увеличиваться. Мы прослеживаем это в умножении семей, отар, стад и имущества. Здесь рассматривается благословение во взаимоотношениях, а также экономический аспект благословения. Особое внимание также уделяется благословению всего общества, и это очень важно помнить. Нам даются благословения не для того, чтобы мы их накапливали для себя – прежде всего мы должны почтить и благословить Бога, источник всякого благословения; во-вторых не забывать быть послушными Его повелениям, и Его сила дает нам всё, что для этого нужно, а также передавать Его благословения другим.

Бог обещал, что через Авраама все народы на земле будут благословлены. Он был благословлён, чтобы стать благословением, так как народ Израиля выполнил то, что Бог всегда хотел через этот народ осуществить – принести свет всем нациям благодаря рождению Мессии. В свою очередь, Он предназначил в ответ на Его проявленную милость ко всем народам быть благословением для еврейского народа, также возвращая им Божье милосердие. А что Бог подразумевал, говоря о том, чем будет возвращение Израиля к Нему? Его народ раскроет себя, как еще более великое богатство для всего мира! (Рим. 11:12) И мы очень рады, что вы присоединяетесь к благословению народа Израиля!

Благословение

(евр. бэрах; греч. эулогиа).
I.
Под Б. (противоположность см. Проклятие) Библия понимает обращение Божьей милости, благодати на человека либо Самим Богом, либо людьми, действующими по воле Бога (ср. Быт 12:3) . Сила Б. нисходит на благословляемого через слова (Быт 27:28 и след.; 48:15 и след.) , а иногда через возложение рук. Данное человеку Б. может распространяться на его потомков (Втор 28:4) , имущество и окружение. Б. исполняется (Чис 22:6) , даже если оно было добыто хитростью (ср. Быт 27) . Благословенный сам становится источником божественного Б. (ср. Быт 12:3) ; Иаков благословил своих внуков и сыновей (Быт 48; 49) , а Моисей - колена Израилевы (Втор 33) . Иногда Б. называются и дары (Быт 33:11; ср. 1Цар 25:27; 4Цар 5:15) .
II.
Первоисточником всякого Б. является Сам Бог (Быт 49:25) . Б. по большей части обращено на человека (Быт 1:28; 12:3; 26:3) , но Бог благословил также и седьмой день (Быт 2:3) , животных (Быт 1:22) , хлеб и воду (Исх 23:25) . Б., обращенное на человека, есть дар и выражение Божественной любви (Втор 7:13) . Божье Б. дарует многочисл. потомство (Быт 1:28) , владение землей, щедрые урожаи и обилие скота (Быт 39:5; Втор 28:3-5; Иов 42:12; Пс 64:11) , жизненное благополучие и защиту от врагов (Быт 14:19 и след.; Пс 28:11) . Во время праздничных богослужений священники, потомки Аарона, соблюдая установленный ритуал, с воздетыми к небу руками (Сир 50:22 и след.) благословляют народ (Чис 6:23 и след.; ср. Втор 10:8) . Цари также благословляют народ (Давид - 2Цар 6:18 ; Соломон - 3Цар 8:14 ). Получали Б. и жертвенные трапезы (1Цар 9:13) .
III.
Иисус снял с людей проклятие (Гал 3:13 и след.) , чтобы и на них распространилось обетованное Аврааму Б. (Деян 3:26) . Он благословил детей (Мк 10:16) , а перед вознесением - и Своих учеников (Лк 24:50) . Они сами должны стать носителями и распространителями Б. (Рим 12:14; 15:29) . Сила Божья проявляется в них и свидет-вует о себе тем, что они благословляют даже врагов и гонителей (Мф 5:44; Лк 6:28; 1Кор 4:12; 1Пет 3:9) .
IV.
Евр. и греч. слова, обозначающие "благословение", "благословлять", могут также употребляться и в значении "восхвалять", "прославлять", а также "благодарить"; в Синод. пер. они иногда передаются именно так, иногда же - букв. (Быт 24:48; Втор 8:10; Суд 5:2,9; Мф 14:19; 15:36; 26:26; 1Кор 10:16) .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Благословение" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, благословения, мн. нет, ср. (церк.). 1. Действие по гл. благословить благословлять. 2. Религиозно бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед… … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. благословить. 2. Обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. Б. Господне. С божьим благословением приступить к возведению храма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    благословение - (неправильно благословление) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Благословение - Благословение ♦ Benediction Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не… … Философский словарь Спонвиля

    - (калька с греч. εὐλογία) многозначный термин … Википедия

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ - [евр. ; греч. εὐλογία; лат. benedictio], пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу одна из составляющих религ.… … Православная энциклопедия

    Благословение - Само слово «благословение» кажется несколько устаревшим, однако суть его остается достаточно значимой для каждого человека. Наверное, поэтому нам вполне может присниться, что мы даем, спрашиваем или получаем благословение. Д. Лофф… … Большой универсальный сонник

    Благословение - – этим словом обозначаются: в собственном смысле благословение (Эфес. 1, 3); благотворение (2 Кор. 9, 5); изобилие, приходящее от Божия благословения (2 Кор. 9, 6); благодеяние нуждающимся; позволение, взятое от старшего, напр., диаконом от… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    благословение - А. Человеческие благословения 1. Благословение священных предметов жертв: 1Цар 9:13 чаши Святого Причастия: 1Кор 10:16 2. Благословение других людей отец благословляет своего сына: Быт 27:1 40; Быт 48:15,16 семья благословляет уходящую дочь: Быт… … Библия: Тематический словарь

    благословение - испросить благословения действие, каузация получить благословение действие, получатель принять благословение действие, получатель просить родительского благословения действие, каузация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие — «благословит тебя, Господь», представляем родителям избранницу — «мы решили пожениться, благословите нас». Для христианина слово «благословение» имеет особый смысл — это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?

У понятия «благословение» несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:

  • призыв пастыря, воззвание с просьбой ниспослать Божественную благодать;
  • разрешение духовника на тот или иной поступок;
  • одобрение родителей.

Если мы внимательно прочитаем слово «благословение», то увидим, что оно составлено из частей «благо» и «слово». Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим «благослови тебя Господь», желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.

Формы благословения

  • пастырь благословляет паству, осеняя ее крестным знамением;
  • приветствуя священника, мы обычно просим благословения;
  • хвала Бога (напр. Пс.102 );
  • молитва о здравии и благоденствии другого человека;
  • одобрение родителей жениха и невесты на венчание;
  • разрешение священноначалия на то или иное действие.

Благословение от священника

Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника — не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:

  • Примириться с близким;
  • Совершить благое дело;
  • Помочь кому-то;
  • Справиться с дурной наклонностью.

Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме «Остров» есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.

Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.

Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».

Благословение родителей

Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.

Благословение живет на Земле столько лет, сколько и существует сам человек. Уже при сотворении мира Бог благословлял каждое свое действие. Благословение это сопровождало появление сначала самого мира, потом животных, и уже далее человека. Благословение действует тысячи лет и может изменить судьбу каждого из нас в любой момент.

Что такое благословение

Благословение - это благо, которое приносит само слово. Сильнейшее духовное действо, которое преподается в словесной или молитвенной форме. Зачастую к нему присовокупляются ритуальные действия руками. Слова адресуются благословляемому, призывается к нему соответственная благодать, защита и помощь Божья. Тот, кто просит благословения, признает свое смирение, не уповает на себя, ждет помощи и надежды от Бога или посредника его. Словами «Благословите, батюшка» просящий подтверждает, что узнает служителя Божьего, признает его, почитает и просит возможности получить Божью благодать.

На втором месте по силе своей после церковного благословения стоит родительское. Почитать родителей своих заповедовал сам Господь. Чтобы закрепить природно-благодатную власть над детьми, Бог дал силу родителям (благословение или проклятие). На примере праотцов Авраама, Ноя, Иакова и Исаака видим мы это из Писания. Зачастую Бог управляет людьми именно через родителей. Смиренные и умные люди всегда почитают своих отца и мать.

Благословение творит и приносит плоды

Слова благословения, безусловно, принадлежат божественной прерогативе. Но сам Иисус передал эти полномочия христианам еще в Нагорной проповеди, говоря о том, что нужно благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за гонящих и обижающих нас. По-иному можно сказать, что Христос призывал нас говорить слова благословения не только тем, кто этого заслуживает, но и в адрес того, кто проклинает и ненавидит вас. Мир наш сотворен Божьим словом, и все, что происходит в нашем мире, - это тоже результат наших слов. В начале любых действий, поступков, свершений человеческих стоит слово. И от того, доброе или злое это слово, зависит соответствующий результат.

Все слова в нашем мире делятся на два фронта - проклятия либо благословение. В Библии сказано, что будут прокляты проклинающие и благословлены благословляющие. От злого человека исходят слова проклятий, обвинений, роптаний, и, проходя через него самого, через его уста, эти слова прежде всего оскверняют его самого. Иногда нам кажется, что слова ничего не значат, но от того, какое мы уроним семя, получится и плод. Слова благословения несут в себе доброту и свет. Злые высказывания, осуждения, отрицания дают место дьяволу. Плоды будут соответствующие - разочарование, слезы, оскорбления, потери. Унижение и тому подобное.

Исцеляет, благодарит

Словами мы строим свое будущее. Благословение - это те слова, которые дают нам возможность развиваться и двигаться дальше. Благословляя других, мы даем в виде слов материал в руки Божьи, а он уже будет готовить нам перспективу. Благословение как лекарство, которое противостоит «вирусам», поражающим наш организм и нашу душу, восстанавливает наши силы. Нельзя наговаривать на себя, утверждать, что якобы ничего у меня не получается, у меня нет на это средств и тому подобное. Благодарите Господа за то, что имеете (здоровье, детей), и он приумножит ваши богатства.

Благодарность тоже является благословением, ведь она признак смирения. А на смиренных снисходит благодать. Если вы благодарите людей за какую-то услугу, труд, тем самым признаете тот факт, что нуждались в них. Говоря слова благодарности, вы посылаете им слова благословения. Что пройдет через ваши уста, то и вернется к вам сторицей.

Благословение матери и отца

Чтобы связь поколений никогда не обрывалась и родовые энергии текли свободно, с давних времен существует обряд благословения. Старшие в роду благословляли младших. Благословение перед свадьбой обеспечивало молодоженам создание крепкой, дружной семьи, достаток в доме, духовную совместимость. Обряд этот имел огромное значение. Он позволял получить доступ к тем энергиям, которые обеспечивают все существование поколений. Благословение матери при этом - это сила жизни, отца - смысл и разум. Невероятной космической силой обладают те обращения, которые адресуются Отцу (как Небесному, так и биологическому). Мать учит нас в жизни эмоциональной составляющей - как справиться с потерями или рухнувшими мечтами. Не забудьте, открывая новую страницу своей жизни, спросить благословения у мамы. Это обеспечит вам успех, ведь каждый ребенок по сути - это энергетическое продолжение своей матери. Поэтому она может влиять на его судьбу. Отец должен наделить своего ребенка мужской силой и энергией - решительностью, ответственностью, целеустремленностью, оптимизмом, благородством. Щедростью и самодисциплиной. Если у вас нарушены отношения с родителями, то нарушаются в жизни и все эти составляющие.

Суть благословения родителей

Материнское благословение - это защитный кокон, который не позволяет ребенку попадать в различные неприятные ситуации, направляет его действия в правильное русло. Даже на больших расстояниях благословение действует. Человек, получивший родительское благословение, становится неуязвимым. Обряд благословения помогает удерживать нить, которая связывает в роду поколения. На свершение каких-то дел, на создание семьи благословляли родители, прародители, так крепилась связь поколений. Если еще живы ваши родители, обратитесь к ним, попросите благословения для себя, для детей, и вы увидите, как изменится ваша жизнь. Необязательно прибегать к сложным ритуалам. Достаточно слов родительских: «Я благословляю тебя!». Сразу же с этими словами происходит щелчок, начинает работать связь поколений. Если мы теряем связь с корнями своими, мы начинаем деградировать и гибнуть. Человек, не имеющий доступа к корням рода, труднее адаптируется в жизни, ему трудно справляться с теми или иными сложными ситуациями.

Благословение священника

Часто в храмах можно услышать фразу «Прошу благословения» - так прихожане обращаются к священнику. Благословение священника имеет несколько значений:

  • Приветствие. За руку здороваться со священником имеют право только равные по сану, все остальные должны принимать от него благословение. Для этой церемонии необходимо сложить ладони (правую поверх левой), принять благословляющую руку и облобызать, оказывая почтение священному сану. Только для этого! Никакого другого значения эта церемония не имеет. Благословение у священника можно получить в любом месте, даже если он не в церковной одежде и не в храме. Но не стоит тревожить на улице необлаченного батюшку, если он не знаком с вами.
  • Второй смысл благословения - напутствие, дозволение, разрешение на какое-то действие. Перед любым важным шагом вы также можете попросить благословения священника и облобызать его руку.

Другие благословения произносятся во время службы. Священник со словами «Мир всем» или «Благодать Господа нашего» осеняет всех прихожан крестным знамением. В ответ нужно смиренно склонить головы. Руки при этом складывать не нужно.

При осенении священными предметами сначала нужно перекреститься, потом сделать поклон.

Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Слова благословения из уст святых людей всегда имели на Руси огромное значение. Так случилось и в 1380 году, перед Куликовской битвой, которая перевернула всю историю и стала начальной точкой в освобождении земель русских от татаро-монгольского ига. Каждый помнит из истории благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву, получил тот которое из уст преподобного Сергия Радонежского. Перед тем как выдвинуться на сечу, отправился князь к старцу в Троицкую обитель. После трапезы, которую устроили в монастыре прибывшим, Преподобный благословил Дмитрия на битву, окропил его святой водой и отправил со словами «Господь будет твоим заступником. Победит он супостатов и прославит тебя». Богородица сопровождала воинов на протяжении всего сражения, икона вдохновляла и оберегала воинов и их предводителя. Нелегко досталась победа, но прославила Дмитрия Донского на все времена.

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.

Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Все святое способно вырождаться и выдыхаться при неправильном пользовании. Благословение духовенства со стороны принимающих его мирян (или в режиме от архиерея - священнику) может превратиться в аналог «Здрасьте» при встрече низшего с высшим. Увидели Владыку, чуть согнулись в спине и вместо приветствия – «благословите». Вот так прямо и бывает: говорим «благословите», подразумеваем - «Здрасьте. Как мы рады вас видеть!». А со стороны дающего благословение это и вовсе бывает некое помахивание ручкой в воздухе и позволение затем ее поцеловать. Это особенно заметно там, где духовенства и церковного народа много: в семинариях, в епархиальных управлениях, в церковных лавках, в крупных обителях и проч. Там происходит, чаще, чем где-либо, вредная стилизация православия из-за спешки, толкотни и смеси панибратства с подхалимством. При этом, что касается благословений, нет собственно «благого» + «словения», то есть никакие благие и священные слова могут вовсе не произноситься. Все совершается на уровне манипуляций и имитации поцелуев. Между тем Писание изначально предполагает одним из служений священства – благословение народа, а само благословение – произнесением вслух священных слов. «Благословляйте сынов Израилевых, говоря им : Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение », а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.

Последние материалы сайта