Самостоятельная домашняя работа. (1)в старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой. (1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома домовой, который живёт за печ

28.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

, Обзор правоприменительной практики за II квартал 2015 года п.rtf , Страницы из 2015_klin_farmacia_bazovui.pdf , Баланс 2015.pdf , Библ. МЕТОДИСТ, 2015, №6.pdf , Андреева строительная экология 2015.docx , 0 62 ДИПЛ 2015!.docx .

22.Из предложения 28 выпишите синонимы. Ответ: ___________________________


  1. Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста , который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера 24, начиная с первой клеточки , без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


  1. «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А) ________ (предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б ) ________(например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как (В) ________ (в предложении 16).
Описывая процесс мышления, автор использует такой троп , как (Г) _________ («мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».

Список терминов:


  1. литота 4) цитирование 7) парцелляция

  2. фразеологизм 5) противопоставление 8) ряд однородных членов

  3. эпитет 6) восклицательное предложение 9) вопросно-ответная форма изложения
Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев , то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Воронежской области

Вариант 9

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)В старину русские люди считали , что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома - домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте ?


  1. В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

  2. В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель - домовой, который мог причинять неприятности.

  3. При переезде в новый дом хозяин , стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.

  4. Домовой, преданию, считался хранителем дома, поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового.

  5. Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового. Ответ: ___________________________
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ). наоборот

таким образом

во-первых

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.

Изба да клеть - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье - подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

На праздники стол накрывали и ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки в виде коньков, птиц, глиняные миски и деревянные ложки. Ковши были в форме ладьи, утки. На ковше могла быть вырезана надпись примерно такого содержания: « Гости дорогие, гостите да пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.

По вечерам слушали былины, сказки, пили хмельной мёд, пели песни. По субботам топили баню.
Семьи были большими и крепкими. Жили по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами освященные, во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и приумножатся древние роды ваши».

Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.

В Древней Руси народ имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. В одной из глав домостроя читаю: «Великое несчастье для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа». А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог…

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год (по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.

Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат - большак. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.

Свадьбы проводили осенью или после Крещенья. К родителям невесты приходила сваха с прибаутками: «У вас курочка – у нас петушок, сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты был сговор – рукобитье. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе.

Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
- С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса - её за сто вёрст слыхать!

Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.

Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.

Из овощей до конца 18 века главенствовала репа – вспомните знаменитую сказку «Про репку» и другую, не менее известную - «Вершки и корешки». Из репы готовили много блюд: парили, варили, клали в пироги, готовили квас. Сажали также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи. У меня брюкву сажали мать и бабушка, а еще фасоль, бобы и горох.

Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.

Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

После еды принято было подавать заедки на сладкое: ягоды, кисели, мочёную бруснику, пареную репу. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится». Любили и чаек попить из самовара, как водится, с пирогами да шаньгами – Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами.

Пирог – это символ русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова « пир». Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог, а «глаза помогали его есть», поэтому пекли его затейливым и красивым.

Расстегай с грибами и луком подавали на закуску со штофом водки, горячую кулебяку тоже под водочку, шаньги к кислым щам, к чаю. На Севере России пекли калитки из пресного ржаного теста. Женщины в старину говорили: «Калитки просят восьмерки».

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.

Казалось бы, зачем было столько труда вкладывать в пирог? Но пирог - это не только вкусная еда, но и издавна был настоящий душевный праздник, а в праздник всё должно быть красиво. В старину говорили: «Милости прошу к нашему шалашу: Я пирогов накрошу. Откушать попрошу!»

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

Как жили в старину русские люди. В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё. Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу. Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку. Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно. Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок. Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти. Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли. Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века! Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная. Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку. В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту. Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье. Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая. В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВУЮ РАБОТУ.

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома - домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель - домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.

4) Домовой, преданию, считался хранителем дома, поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового.

5) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

наоборот

таким образом

во-первых

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ДОМ , -а; м.

1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, . условиями существования. Общеевропейский д. Родина - наш общий д.

4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов).

5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

сведущИй

аргумЕнт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.


Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Посадка ЖИВОЙ изгороди - одно из лучших решений проблемы ограждения сада, которое предлагает ландшафтное проектирование.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

пять АПЕЛЬСИНОВ

пара НОСКОВ

ЛЯЖЪТЕ на пол

свыше СТА километров

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) < ... >

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2) Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) < ... > при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДОМ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДОМ , -а; м.

Текст:

Показать текст

(1) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2) Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) < ... > при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку , подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Представления древних резчиков о злых и всесильных духах воплощались в КОСТНЫХ фигурках животных.

Проведение промышленных ВЫСОТНЫХ работ под силу только настоящим профессионалам.

Дьяк прочитал ЦАРСКИЙ указ.

ИСХОДНЫЕ вещества для фотосинтеза — углекислый газ и вода.

КОННЫЙ спорт — один из самых дорогих видов спорта.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грамотные БУХГАЛТЕРЫ

ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

менее ДОСТУПНЫЙ

ЯРЧАЙШИЙ пример

ЧЕТВЕРО медвежат

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Предложение:

1) Оскорблённый и отвергнутый людьми, Герасим всей душой привязался к спасённому им щенку.

2) Гринёв сказал, что я подарил Пугачёву заячий тулуп.

3) История, рассказанная в «Муму», в основе своей имела достоверные факты.

4) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.

5) Писатель не только жалеет своего героя, но и подчёркивает его духовное превосходство над теми, кто занимает более высокое положение в обществе.

6) Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного времени, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем.

7) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привёл с собой пленных французов.

8) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.

9) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал монумент «Рабочий и колхозница».

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

машиностр..ение

прол..мить

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

ра..дарить, и..кушение

пр..чудливый, пр..хотливый

пр..небрегать, пр..кусить

пр..медление, з..стрелил

от..брать, н..дпилить

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

И .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ты моя песня, пока ещё (НЕ)СПЕТАЯ.

Щуря (НЕ)ПРИВЫКШИЕ к солнцу глаза, люди выходили из подвала.

Степан (НЕ)ПРИУЧЕН был слушать женские советы.

Громкие речи отнюдь (НЕ)ВСЕГДА признак ума.

(НЕ)ПОБЕЖДЁННЫЕ ленинградцы стали символом стойкости и стремления к жизни.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний известный путешественник Тур Хейердал, как и его знаменитые предшественники, ТО(ЖЕ) не раз оказывался в сложных ситуациях.

КАК(БЫ) вы ни старались, все равно не поймёте, (ОТ)ЧЕГО этот шарик стоит на месте.

(ПО)ПРАВДЕ говоря, вы мне (ВО)ВСЕ не нравитесь.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

(В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точе(1) ым профилем, была дважды контуже(2) а, ране(3) а, но никогда не покидала её убеждё(4) ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Нерли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени (4) уподобляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Сила воли (1) как известно (2) одна из главных черт характера человека. Нередко даже (3) говорят (4) «характер» вместо «сила воли», и это не случайно. Ведь (5) от того, насколько в человеке развита сила воли, зависит то, как он сможет реализовать другие свои качества.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний НЕ соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинградская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях все человеческое, сделать их непримиримыми врагами.

3) Солдат-татарин погиб, спасая раненого немца.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии — пожара в немецком госпитале.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) (4)

(5) (6)

(7) (8) Горел вместе с ранеными. (9) (10) (11)

(12) А многие успели выбраться. (13)

(14) (15) (16)

(17) (18) (19)

(20) (21) (22) (23) И тогда... (24) (25) (26)

(27) (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) (30)

(31) (32)

(33)

(34) (35) (36) (37) (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложения 14-15 текста содержат описательный фрагмент.

2) Предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложениях 20-26 содержится повествование.

4) Предложения 1-4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулированное в предложении 4.

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 17-19 выпишите контекстные антонимы. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) __________ (предложения 7-8), а троп — (Б) __________ („ослепительно золотые, трепещущие стены“ в предложении 9) помогает читателю представить картину происходящего. Такой синтаксический приём, как (В) __________ („она, обмершая, заворожённая“ в предложении 10, „вздох горестный и сдавленный“ в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) __________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) эпифора

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развернутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

9) сравнительный оборот

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)

Задание 25

Тип задания: 27
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2) Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3) И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4) Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5) И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6) Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7) Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8) Горел вместе с ранеными. (9) Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10) Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обвешивается — тёмные куски. (11) И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12) А многие успели выбраться. (13) Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14) Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15) Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16) Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17) Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18) У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19) Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20) В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21) Его можно подавить, но не уничтожить. (22) Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23) И тогда... (24) Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25) Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26) Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27) Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28) Толпа в бессилье наблюдала. (29) И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30) Аркадий Кириллович стянул в темноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31) Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32) Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35) Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36) И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37) Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах жизни.

Последние материалы сайта