Авария на 1710 км жд. Ад на транссибе - немыслимое, кошмарное, ужасающее роковое совпадение, вкупе с халатностью

29.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

“Зибров Е.М. - 1987 года рождения, Зибров Т.М. - 1988...” - читаю я выбитые на мраморной плите фамилии. Братья, одному было два года, другому - год. День смерти, как и у остальных пятисот семидесяти трех человек, - один - 4 июня.
У двух каменных женских фигур - венки и маршрутные доски “Новосибирск - Адлер” и “Адлер - Новосибирск”. Скорые №211 и №212 в ночь с третьего на четвертое июня в 1989 году, тринадцать лет назад, не должны были встретиться на злополучном 1710-м километре, где на продуктопроводе произошла утечка газа. Погода стояла безветренная. Газ заполнил всю низину. Поезд из Новосибирска опаздывал. На перегоне Аша - Улу-Теляк, у Змеиной горки, поезда почти разминулись, когда по контактной линии пошла искра. Раздался страшный взрыв... Часы, найденные на пепелище, показывали 1.10 местного времени, в Москве было 23.10. Произошла железнодорожная катастрофа, которой не знал мир.
Из 1284 человек 575 человек погибли, 649 получили ожоги и травмы. Из двух составов живыми невредимыми остались 52 человека. Тела и прах заживо сгоревших увезли в 45 областей России и 9 республик бывшего Союза. Сто седьмая школа Челябинска потеряла под Уфой 45 человек, спортивный клуб “Трактор” - юношескую команду хоккеистов, двукратных чемпионов страны.

Перрон пел, хохотал, стоял на головах. В трудовой лагерь из Челябинска в Молдавию, на сбор диковинной для уральских подростков черешни, ехали пятьдесят старшеклассников. Девчонки с завитыми челками то и дело посматривали в сторону группы плечистых парней. После завершения напряженного спортивного сезона двукратные чемпионы страны - хоккейная команда “Трактор-73” вместо отдыха предпочла отправиться в трудовой лагерь.
- В то лето они все перевлюблялись и решили: поедем, и все, - рассказывают учителя 107-й школы.
Провожать хоккеистов пришли товарищи по сборной. Как они завидовали друзьям! После Молдавии весь трудовой лагерь обещали вывезти на море. Вратарь Борька Тортунов вынужден был остаться дома: бабушка сломала руку. Еще одного хоккеиста родители оставили помогать в саду, к тому же кто-то из родственников заметил, что в доме завелись сверчки - не к добру.
- Сироту Сережку Генергарда провожала сестра, Стасика Петрова - отец, его мамы уже не было в живых, - вспоминает мама хоккеиста Андрея Шевченко Наталья Антоновна. - А вратарь Олег Девятов на перроне, помню, не спускал с рук младшую сестренку. Как будто знал, что больше не суждено будет увидеться.
Ребята сидели на рюкзаках, играли на гитаре, а завуч школы Татьяна Викторовна Филатова побежала к начальнику вокзала убеждать, что по технике безопасности вагон с детьми должны поставить в начало состава. Не убедила... Их “нулевой” вагон прицепили в самый конец.
Поезд №211 Новосибирск - Адлер мчался с курьерской скоростью, в Аше состав остановился, к одному из вагонов подъехала “скорая”, забрала из поезда беременную женщину. Опоздание поезда составило 7 минут. Навстречу на всех парах мчался поезд №212 Адлер - Новосибирск.
Июнь 1989 года выдался жарким. Зной стоял, в поезде - духота. Все ребята ехали в шортах и майках. В час ночи еще никто не спал. Преподаватель Ирина Михайловна Стрельникова как раз обходила вагон. Подъезжали к поселку Улу-Теляк.
Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. Ему обещали разобраться...
Скорые из Новосибирска и Адлера у Змеиной горки почти разминулись, когда раздался страшный взрыв, следом еще один. Пламенем заполнило все вокруг. Сам воздух стал пламенем. По инерции поезда выкатились из зоны интенсивного горения. Хвостовые вагоны обоих поездов выбросило из колеи. У прицепного “нулевого” вагона взрывной волной оторвало крышу, тех, кто лежал на верхних полках, - выбросило на насыпь. “Машины шли просто на факел” Гигантскую вспышку видели за десятки километров.
- В небо взметнулось пламя, стало светло, как днем, мы подумали, сбросили атомную бомбу, - говорит участковый Иглинского ОВД Анатолий Безруков. - Помчались к пожарищу на машинах, на тракторах. Техника на крутой склон подняться не могла. Стали карабкаться на косогор - кругом сосны стоят, как обгоревшие спички. Внизу увидели скрученные, как мокрые полотенца, вагоны, кругом - рваный металл, упавшие столбы, мачты электропередачи, куски тел... Одна женщина висела на березе со вспоротым животом. По склону из огненного месива полз, кашляя, старик. Сколько лет прошло, а он у меня так и стоит перед глазами. Тогда я увидел, что человек горит, как газ, синим пламенем.
В час ночи на подмогу сельчанам подоспели подростки, возвращавшиеся с дискотеки. Раненые в шоковом состоянии расползлись в буреломе, искали их по стонам и крикам.
- Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа... - говорит водитель “Урала” Виктор Титлин, житель поселка “Красный восход”. - Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.
Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: “Не поеду больше!” Грузили в автобус еще живых, а выгружать приходилось мертвых... По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям.
Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров. На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним. Через несколько километров увидел огромное пламя. Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам. На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети. Забрав в кабину обожженных людей, вчерашний пацан Серега Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил... Домой вернулся - рубашка колом стояла от запекшейся чужой крови.
Специализированная помощь пришла много позже - через полтора-два часа.
- В 1.45 на пульт поступил звонок, что под Улу-Теляком горит вагон, - рассказывает Михаил Калинин, старший врач смены “Скорой помощи” города Уфы. - Через десять минут уточнили: выгорел весь состав. Сняли с линии все дежурные машины “скорой помощи”, оснастили их противогазами. Куда ехать - никто не знал, Улу-Теляк в 90 км от Уфы. Машины шли просто на факел...
- Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, - кукла и оторванная нога... - говорит врач “Скорой помощи” Валерий Дмитриев. - Сколько пришлось обезболивающих уколов сделать - уму не постижимо. Когда с ранеными ребятишками тронулись в путь, ко мне подбежала женщина с девочкой на руках: “Доктор, возьмите. У малышки погибли и мать, и отец”. Мест в машине не было, я посадил девочку к себе на колени. Она была закутана по самый подбородок в простынку, головка ее была вся обожжена, волосики свернулись в запекшиеся кольца - как у барашка, и пахла она, как жареный барашек... До сих пор этой девчушки забыть не могу. По дороге она рассказала мне, что зовут ее Жанна, и что ей три года. У меня тогда дочке было столько же лет. Сейчас Жанне должно быть уже восемнадцать, совсем невеста...
- Утром в сельсовет пришел мужчина с новосибирского поезда, с портфелем, в костюме, в галстуке - ни одной царапинки, - рассказывает участковый Анатолий Безруков. - А как выбрался из вспыхнувшего поезда - не помнит. Ночь в лесу в беспамятстве проплутал. Отправили мужчину в больницу и вернулись на пепелище, помогать чекистам собирать вещественные доказательства. Я находил на насыпи солдатские медальоны. На этих поездах возвращалось домой много дембелей. А на пепелище разбирали завалы, резали автогеном на куски груды металла молоденькие солдаты, которые не успели еще принять присягу. Они собирали на носилки человеческие останки, многим из них было плохо, их рвало. Тогда люди в погонах распорядились каждому первогодку выдать по 100 граммов спирта. Сколько им пришлось перелопатить металла и обгоревшей человеческой плоти, страшно вспомнить. 11 вагонов было сброшено с пути, 7 из них полностью сгорело.
- Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму, - рассказывает председатель сельского совета “Красный восход” Сергей Космаков. - Мы прибежали на место взрыва - деревья падали, как в вакууме, - в центр взрыва. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Куски от вагонов мы находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.
- Сердце защемило, когда прибыл поезд с родственниками пострадавших, - говорит Анатолий Безруков. - Они всматривались с надеждой в смятые, как бумажки, вагоны. Пожилые женщины ползали с целлофановыми пакетами в руках, надеясь найти хоть что-то оставшееся от своих родных. “От нашего вагона осталась одна платформа” Страшная весть докатилась до Челябинска. Директора 107-й школы разыскали в кинотеатре. Вызвали в вестибюль по громкоговорящей связи: “Ваши дети попали в катастрофу”.
- Утром мы узнали, что от нашего прицепного вагона осталась одна платформа, - говорит Ирина Константиновна. - Из 54 человек выжили 9. Завуч - Татьяна Викторовна лежала на нижней полке со своим 5- летним сыном. Так и погибли вдвоем. Не нашли ни нашего военрука Юрия Герасимовича Тулупова, ни любимую учительницу ребят Ирину Михайловну Стрельникову. Одного старшеклассника опознали только по часам, другого по сеточке, в которую родители собрали продукты ему в дорогу.
Салават Абдулин, отец погибшей старшеклассницы Ирины, нашел на пепелище ее заколку для волос, которую сам отремонтировал перед поездкой, ее рубашку.
- В списках живых дочери не было, - будет вспоминать он позже. - Три дня мы искали ее в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам... Была там одна девочка. По возрасту похожа на нашу дочь. Головы не было. Черная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног тоже не было. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ее ломала... В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была... Неопознанных фрагментов людей осталось очень много.
Из десяти хоккеистов - чемпионов Союза среди сборных регионов - выжил лишь один. Гордость команды - нападающего Артема Масалова, защитников Сережу Генергарда, Андрея Кулаженкина, вратаря Олега Девятова вообще не нашли.
Саша Михайлов вместе с Сережей Смысловым из хоккейной команды попали в больницу в Ашу.
- Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, в беспамятстве, уже мертвых... - вспоминает врач-реаниматолог Владислав Загребенко. - Грузили в темноте. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненных - со ста процентами ожогов - на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному будешь помогать, то потеряешь двадцать. Когда в больнице пошли по этажам, ощущение было, что мы на войне. В палатах, в коридорах, в холле лежали черные люди с сильнейшими ожогами. Я такого никогда не видел, хоть и работал в реанимации.
У каждого больного дежурил доброволец, на крыльце стояла очередь, чтобы занять это место. Местные жители несли котлеты, картошку, все, что просили раненые. Известно, что ожоговым больным нужно много пить. Медикам некуда было ступить: все подоконники и пол были уставлены банками с компотом.
После трагедии врач “скорой помощи” из Катав-Ивановска Комарова напишет письмо Сережиной маме - Валентине Александровне: “Знаете, меня поразил ваш мальчик, такой терпеливый, волевой, и, что самое главное, он совершенно не беспокоился за себя, он все переживал за Сашу Михайлова. Мальчики были обожжены очень сильно. Саша лежал с обезболивающей капельницей, разговаривал очень мало, в основном глазами. Сережа все просил, чтобы ему не ставили уколы, говорил, лучше Саше сделайте, ему хуже, чем мне... И все время просил есть... В отделение сотрудники и местные жители приносили компоты из ашинской вишни. Сережа пил и говорил, что никогда в жизни не пробовал таких вкусных компотов... Саша сам пить не мог...
Господи, они прямо перед глазами: Саша уже был раздет, лежал на простыне, видимо, обработан уже кем-то из медиков. Сережа - на красном ватном одеяле. Места живого нет - кожа лохмотьями грязными, в черном песке. Кожа на руках снялась как перчатка... Страшно такое видеть.
И в эти тяжелые минуты он беспокоился о вас, Валентина Александровна: “Пожалуйста, передайте маме, что я жив, что со мной рядом Саша Михайлов”. Это он сказал мне, когда перед уходом я зашла к ребятам.
У Сережи так обгорели руки, что даже уколы страшно было делать - кругом пузыри... Лежит, возится на кровати, когда ему обрабатывала ноги, а сказать стесняется - трусики, какие-то синие или зеленые в цветочек, все в песке и грязи, трут ему - там все сожжено. Миленький, говорю, давай снимем, легче будет. А он, глупый, стесняется...”
Саша умрет в беспамятстве на глазах у друга. Сережа покинет этот мир на руках у врача-реаниматолога Владислава Загребенко. Его мама, получившая весточку от сына, помчится в Ашу. На середине пути их поезд остановят и продержат на переезде шесть часов. Как только промчится кортеж с Горбачевым и Рыжковым, поезд снова тронется. Сына Сережу несчастная мать найдет только в морге. Он не доживет до приезда матери несколько часов. Когда ветер еще носил пепел заживо сгоревших, к месту катастрофы пригнали мощнейшую технику. Опасаясь эпидемии из-за незахороненных фрагментов тел, размазанных по земле и начавших разлагаться, выжженную низину в 200 гектаров поспешили сровнять с землей. На одного ребенка претендовали по две матери А в Уфе, Челябинске, Новосибирске, Самаре срочно освобождались места в стационарах. Чтобы вывести раненых из больниц Аши и Иглино в Уфу, задействовали вертолетное училище. Машины садились в центре города - на площади около трех больниц. Это место в Уфе и по сей день называют “вертолетной площадкой”. Машины садились каждые три минуты. К 11 утра все пострадавшие были доставлены в городские больницы.
- Первый больной поступил к нам в 6 часов 58 минут, - рассказывает заведующий ожоговым центром города Уфы Радик Медыхатович Зинатуллин. - С восьми утра до обеда - пошел массовый поток пострадавших. Ожоги были глубокие, практически у всех - ожоги верхних дыхательных путей. У половины пострадавших было обожжено более 70% тела. Наш центр только открылся, в запасе было достаточно и антибиотиков, и препаратов крови, и фибринной пленки, которую накладывают на обожженную поверхность. К обеду приехали бригады врачей из Ленинграда и Москвы.
Среди пострадавших было много детей. Помню, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке - ее сыночек...
Смерть при ожогах отсрочена. Кризис может наступить и на третий, и на девятый день. Главной причиной смерти при сильных ожогах является отказ почек. Теряется большое количество жидкости, идет сгущение крови, канальца почек попросту забиваются. Мы безумно радовались каждому аппарату “искусственная почка”, доставляемому из-за рубежа.
Кто чем мог - старались помочь больным. Местные жители несли вентиляторы, детские игрушки. На станциях переливания крови стояли очереди доноров. Помню, пришла рота солдат, сдали ребята кровь, а шоколад, который им выдали, принесли нашим детишкам в ожоговый центр. У нас лежали самые тяжелые больные.
Американские врачи, как узнали, прилетели из Штатов, сделав обход, сказали: “Выживет не больше 40 процентов”. Как при ядерном взрыве, когда главной травмой бывает именно ожог. Половину из тех, кого они считали обреченными, мы вытащили. Я помню десантника из Чебаркуля - Эдика Аширова, ювелира по профессии. Американцы сказали, что его надо перевести на наркотики и все. Мол, все равно не жилец. А мы его спасли! Он выписался одним из последних, в сентябре. Вместо девочек-школьниц хоронили свадебные платья Семь дней 107-я челябинская школа хоронила своих воспитанников.
- В гроб девчонок клали свадебное платье и найденные на пепелище сережки, цепочки, - говорит Ирина Константиновна. - Дольше всех из обожженных ребят прожил самый младший из хоккейной команды - Андрей Шевченко. Мы потеряли его 9 июня, через пять дней после катастрофы. Еще через шесть дней - 15 июня, он отметил бы свое шестнадцатилетие.
- Мы с мужем успели его увидеть, - рассказывает мама Андрея Наталья Антоновна. - Нашли его по спискам в реанимации 21-й больницы Уфы. - Он лежал, как мумия, - весь в бинтах, лицо серо-коричневое, шея вся распухшая. В самолете, когда мы его везли в Москву, он все спрашивал: “Где ребята?” В 13-й больнице - филиале института им. Вишневского мы хотели его окрестить, но не успели. Через катетер три раза ввели ему врачи святую водичку... Ушел он от нас в день Вознесения Господня - тихо умер, без сознания.
Единственного оставшегося в живых из той легендарной команды, севшей в злополучный поезд, я искала несколько дней. Знала, что он стал профессиональным хоккеистом, звонила в “Нефтехимик” в Нижнекамск, в клуб “Мечел” в Челябинск. А когда за день до его отъезда в Испанию я чудом застала Александра Сычева дома, он наотрез отказался вспоминать тот роковой июньский день:
- Эта боль до сих пор со мной... Публично ни с кем делиться не хочу.
Родной клуб “Трактор” через год после трагедии организовал турнир, посвященный памяти погибших хоккеистов, который стал традиционным. В этом году в Челябинске во Дворце спорта прошел уже тринадцатый по счету турнир. Его участниками ныне были хоккеисты 1990 года рождения, которые родились через год после той страшной катастрофы.
Вратарь погибшей команды “Трактор-73” Борис Тортунов, оставшийся тогда из-за бабушки дома, стал двукратным чемпионом страны и Кубка Европы. По его инициативе воспитанники школы “Трактор” собрали деньги на призы участникам турнира, которые по традиции вручают матери и отцы погибших ребят.
Не всех из них можно увидеть на стадионе. Отец Алеши Козловского, не чаявший души в сыне, умер в 45 лет. Ушел вскоре за сыном и отец Андрея Кулаженкова. Остановилось сердце у мамы Сережи Смыслова. Долгое эхо оказалось у ашинской трагедии.
За смерть пятисот семидесяти пяти человек, за страшные ожоги и увечья шестисот сорока девяти человек ответили... два строителя.
С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию - приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик - убрали и обходчика.
26 декабря 1992 года состоялся суд. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за повреждений, нанесенных ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. Продуктопровод был засыпан с механическими повреждениями. Дело отправили на дорасследование.
Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”. Из семи человек привлекли к ответственности двоих. Они получили по два года с высылкой за территорию Уфы.
Р.S. Жанну, которую вывозил из зоны поражения врач “скорой помощи” Валерий Дмитриев, я нашла. В книге памяти. Ахмадеевой Жанне Флоридовне 1986 года рождения не суждено было встретить совершеннолетие. В трехлетнем возрасте она умерла в Детской республиканской больнице города Уфы.

Оригинал взят у schnause в 25 лет.4 июня 1989 г.Катастрофа в Челябинске.

4 июня 2014 года исполняется 25 лет, как произошла чудовищная по масштабам и по жертвам катастрофа на железнодорожном транспорте. Катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк — крупнейшая в истории России и СССР катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в 11 км от города Аша. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), ранены более 600.

Катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России.

В поездах № 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.

Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до трагедии остановился на промежуточной станции для срочной высадки - у женщины прямо в вагоне начались роды.

Значительные пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали тихий отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв, прогремевший среди ночи, эксперты дают оценку как эквивалент взрыва трехсот тонн тротила. По неофициальным данным, мощность взрыва в Улу-Теляке была приблизительно такой же, как в Хиросиме - около 12 килотонн.

Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей, из них 7 полностью сгорели Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.

Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Позже следствие выяснит, что первопричиной утечки газа и взрыва стала некачественная сварка газопровода. В итоге — нарушение герметичности швов. Газ - тяжелее воздуха, а в этом месте большая низина. Образовалась взрывоопасная смесь и поезда входили уже в полностью загазованную зону, где для мощного взрыва было довольно маленькой искры.

В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 г. на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Воспоминания очевидца.

4 июня 1989. Было очень жарко в эти дни. Погода была солнечная и воздух был теплым. На улице стояла 30 градусная жара. У меня родители работали на железной дороге и 7 июня мы с Мамой поехали на поезде «памяти» с ст. Уфа до о.п. 1710 км. Уже к тому времени вывезли раненых и погибших, уже наладили железнодорожное сообщение, но что я увидел через 2 часа после отправления…Я уже не забуду никогда! За несколько километров до эпицентра взрыва не было ни чего. Все обгорело! Где когда то был лес, трава, кустарники, сейчас было все покрыто пеплом. Это как напалм, который выжег все, ничего не оставив в замен. Повсюду валялись искореженные вагоны, на чудом уцелевших деревьях были фрагменты матрасов и простыней. Так же были везде разбросаны фрагменты человеческих тел…и это запах, на улице стояла жара и трупный запах был повсюду. И слезы, горе, горе, горе…

Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12,5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микро свищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Вот уже прошло 22 года с того момента, когда случилась эта чудовищная катастрофа под Улу-Теляком. Погибли более 600 человек. А сколько людей остались калеками? Многие так и остались без вести пропавшими. Реальных виновников этой катастрофы так и не нашли. Суд длился более 6 лет, наказали только «стрелочников» Ведь можно было избежать этой трагедии, если не безалаберность и халатность с которой столкнулись, мы тогда. Машинисты передавали, что есть сильный запах газа, но меры так и не предприняли. Мы не должны забывать о этой трагедии, о боли которую пережили люди… До сих пор ежедневно нас оповещают то об одном, то о другом печальном происшествии. Там, где волею случая прервались более 600 жизней. Для их родных и близких это место на земле Башкортостана - 1710-й километр по железной дороге…

В дополнении привожу выдержки из советских газет, которые писали о катастрофе в то время:

От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР 3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа, в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск - Уфа, в результате аварии возникла утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск-Адлер и Адлер - Новосибирск произошел взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы.

Примерно в 23 часа 10 минут московского времени один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась… Как мы сейчас знаем, после этого произошел взрыв. Сила его была такой, что на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. А это за несколько километров от эпицентра взрыва. Мы видели также тяжеленную колесную пару, которая очутилась в одно мгновенье в лесу на расстоянии более пятисот метров от железной дороги. Рельсы скрутило в немыслимые петли. А что же тогда говорить о людях. Погибло очень много людей. От некоторых вообще осталась лишь кучка пепла. Трудно об этом писать, но в составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорело.

Катастрофа на Транссибе.

Вот что рассказали корреспонденту «Известий» в Министерстве путей сообщения: Трубопровод, на котором произошла катастрофа, проходит примерно в километре от магистрали Уфа - Челябинск (Куйбышевская железная дорога). В момент взрыва и возникшего из-за него пожара пассажирские составы 211 (Новосибирск-Адлер) и 212 (Адлер - Новосибирск) шли навстречу друг другу. Удар взрывной волны и пламени выбросил с колеи четырнадцать вагонов, разрушил контактную сеть, повредил линии связи и железнодорожное полотно на протяжении нескольких сот метров. Огонь перебросился на поезда, за несколько часов пожар удалось потушить. По предварительным данным взрыв произошел из-за разрыва трубопровода Западная Сибирь - Урал неподалеку от железнодорожной станции Аша. По нему перегоняется сырье для химических заводов Куйбышева. Челябинска. Башкирии… Длина его составляет 1860 километров. По мнению специалистов, которые работают сейчас на месте аварии, в данном участке происходила утечка сжиженного газа пропан-бутан. Здесь продуктопровод идет по горной местности. В течение определенного времени газ накапливался в двух глубоких ложбинах и по неизвестным пока причинам взорвался. Фронт взметнувшегося пламени был примерно полтора-два километра. Потушить огонь непосредственно на продуктопроводе удалось лишь после того, как выгорел весь углеводород, собравшийся в месте разрыва. Выяснилось, что еще задолго до взрыва жители близлежащих населенных пунктов почувствовали в воздухе сильный запах газа. Он распространялся примерно на расстояние от 4 до 8 километров. Такие сообщения поступали от населения в районе 21 часа по местному времени, а трагедия, как известно, произошла позднее. Однако вместо поиска и ликвидации утечки кто-то (пока идет выяснение) добавил давление в трубопроводе и газ продолжался растекаться по ложбинам.

Взрыв в летнюю ночь.

Газ в результате утечки постепенно накапливался в лощине, концентрация его возрастала. Специалисты полагают, что проходившие поочередно грузовые и пассажирские составы мощным потоком воздуха прокладывали безопасный для себя «коридор», и беда отодвигалась. По такой версии она, возможно, отодвинулась бы и на этот раз, поскольку поезда «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» согласно железнодорожному расписанию не должны были встретиться на данном участке. Но по трагической случайности в поезде, следовавшем в Адлер, у одной из женщин начались преждевременные роды. Находившееся среди пассажиров врачи оказали ей первую помощь, На ближайшей станции поезд был задержан на 15 минут, чтобы передать мать и дитя вызванной «скорой помощи». И когда произошла роковая встреча на загазованном участке, «эффект коридора» не сработал. Для воспламенения взрывоопасной смеси было достаточно крохотной искорки из-под колес, выброшенной в окно тлеющей сигареты, зажженной спички.

В правительственной комиссии 6 июня в Уфе состоялось заседание правительственной комиссии, которую возглавляет заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников. Министр здравоохранения РСФСР А.И.Потапов доложил, комиссии о неотложных мероприятиях по оказанию помощи пострадавшим в результате катастрофы на железной дороге. Он сообщил, что на 7 часов утра 6 июня в медучреждениях Уфы находилось 503 человека из числа раненых, в том числе 115 детей, в тяжелом состоянии находятся 299 человек. В медучреждениях Челябинска - 149 пострадавших, в том числе 40 детей в тяжелом состоянии находятся 299 человек. Как было сообщено на заседании, по предварительным данным в обоих поездах находилось в момент катастрофы около 1200 человек. Более точную цифру назвать пока трудно, ввиду того, что неизвестно число ехавших в поездах детей до пятилетнего возраста, на которых, согласно действующему положению, не приобретались железнодорожные билеты и возможных пассажиров, также не приобретавших билетов.

До момента катастрофы поезда № 211 и № 212 никогда не встречались в этой точке. Опоздание поезда № 212 по техническим причинам и остановка поезда № 211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались роды, привели эти два пассажирских состава к роковому месту одновременно.

Так звучит холодная новостная сводка.

Погода стояла безветренная. Газ, вытекавший наверху, заполнил всю низину. Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. Ему обещали разобраться…

На перегоне Аша - Улу-Теляк у Змеиной горки скорые почти разминулись, но раздался страшный взрыв, следом еще один. Пламенем заполнило все вокруг. Сам воздух стал пламенем. По инерции поезда выкатились из зоны интенсивного горения. Хвостовые вагоны обоих поездов выбросило из колеи. У прицепного “нулевого” вагона взрывной волной оторвало крышу, тех, кто лежал на верхних полках, - выбросило на насыпь.

Часы, найденные на пепелище, показывали 1.10 местного времени.

Гигантскую вспышку видели за десятки километров

До сих пор загадка этой страшной катастрофы волнует и астрологов, и ученых, и экспертов. Как получилось, что два опаздывавших поезда-близнеца Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск встретились в опасном месте, где дал течь продуктопровод? Почему возникла искра? Почему в пекло попали поезда, наиболее забитые людьми летом, а не, например, товарняки? И почему газ взорвался за километр от места утечки? До сих пор доподлинно не известно количество погибших - в вагонах в советские времена, когда на билетах не проставляли фамилий, могло быть огромное количество «зайцев», ехавших на благословенный юг и возвращавшихся обратно.

В небо взметнулось пламя, стало светло, как днем, мы подумали, сбросили атомную бомбу, — говорит участковый Иглинского ОВД, житель поселка Красный Восход Анатолий Безруков. — Помчались к пожарищу на машинах, на тракторах. Техника на крутой склон подняться не могла. Стали карабкаться на косогор — кругом сосны стоят, как обгоревшие спички. Внизу увидели рваный металл, упавшие столбы, мачты электропередачи, куски тел… Одна женщина висела на березе со вспоротым животом. По склону из огненного месива полз, кашляя, старик. Сколько лет прошло, а он у меня так и стоит перед глазами. Тогда я увидел, что человек горит, как газ, синим пламенем.

В час ночи на подмогу сельчанам подоспели подростки, возвращавшиеся с дискотеки в селе Казаяк. Сами еще дети среди шипящего металла помогали наравне со взрослыми.

Старались вынести детей в первую очередь, - рассказывает житель села Казаяк Рамиль Хабибуллин. - Взрослых просто оттаскивали от огня. А они стонут, плачут, просят укрыть чем-нибудь. А чем укроешь? С себя одежду снимали.

Раненые в шоковом состоянии расползлись в буреломе, искали их по стонам и крикам.

Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа… — рассказывал водитель “Урала” Виктор Титлин, житель поселка Красный Восход. — Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.

Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: “Не поеду больше, привожу одни трупы!” По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям, многие не переживали дороги.

Машины в гору не поднимались, приходилось раненых на себе выносить, - рассказывает житель поселка Красный Восход Марат Юсупов. - Несли на рубашках, одеялах, чехлах от сидений. Помню одного парня из поселка Майский, он, здоровый такой, человек тридцать вынес. Весь в крови, но не останавливался.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров. На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним. Через несколько километров увидел огромное пламя. Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам. На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети. Забрав в кабину обожженных людей Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил… Домой вернулся — рубашка колом стояла от запекшейся чужой крови.

Пришла вся поселковая техника, везли на тракторах, - вспоминал председатель колхоза «Красный Восход» Сергей Космаков. - Раненых отправляли в сельский интернат, там их дети перевязывали…

Специализированная помощь пришла много позже — через полтора-два часа.

В 1.45 на пульт поступил звонок, что под Улу-Теляком горит вагон, — рассказывает Михаил Калинин, старший врач смены “Скорой помощи” города Уфы. — Через десять минут уточнили: выгорел весь состав. Сняли с линии все дежурные машины “скорой помощи”, оснастили их противогазами. Куда ехать — никто не знал, Улу-Теляк в 90 км от Уфы. Машины шли просто на факел…

Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, — кукла и оторванная нога… — рассказывал врач “Скорой помощи” Валерий Дмитриев. — Сколько пришлось обезболивающих уколов сделать — уму не постижимо. Когда с ранеными ребятишками тронулись в путь, ко мне подбежала женщина с девочкой на руках: “Доктор, возьмите. У малышки погибли и мать, и отец”. Мест в машине не было, я посадил девочку к себе на колени. Она была закутана по самый подбородок в простынку, головка ее была вся обожжена, волосики свернулись в запекшиеся кольца — как у барашка, и пахла она, как жареный барашек… До сих пор этой девчушки забыть не могу. По дороге она рассказала мне, что зовут ее Жанна, и что ей три года. У меня тогда дочке было столько же лет. Сейчас Жанне должно быть уже 21, совсем невеста…

Жанну, которую вывозил из зоны поражения врач «Скорой помощи» Валерий Дмитриев, мы нашли. В книге памяти. Ахмадеевой Жанне Флоридовне 1986 года рождения не суждено было стать невестой. В трехлетнем возрасте она умерла в Детской республиканской больнице Уфы.

Деревья валило, как в вакууме

На месте трагедии остро пахло трупным запахом. Вагоны, почему-то ржавого цвета, лежали в нескольких метрах от путей, причудливо сплющенные и изогнутые. Даже трудно представить, какая температура могла заставить так извиваться железо. Удивительно, что в этом пожаре, на земле, превратившейся в кокс, там где вырывались с корнем электроопоры и шпалы, еще могли остаться живы люди!

Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму, — рассказывал председатель сельского совета “Красный восход” Сергей Космаков. — Мы прибежали на место взрыва — деревья падали, как в вакууме, — в центр взрыва. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Куски от вагонов мы находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, в беспамятстве, уже мертвых… — вспоминает врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Грузили в темноте. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненных — со ста процентами ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному будешь помогать, то потеряешь двадцать. Когда в больнице пошли по этажам, ощущение было, что мы на войне. В палатах, в коридорах, в холле лежали черные люди с сильнейшими ожогами. Я такого никогда не видел, хоть и работал в реанимации.

В Челябинске в злополучный поезд сели ребята из 107-й школы, отправлявшиеся в Молдавию, работать в трудовом лагере на виноградниках.

Интересно, что завуч школы Татьяна Викторовна Филатова, еще до отправки побежала к начальнику вокзала убеждать, что по технике безопасности вагон с детьми должны поставить в начало состава. Не убедила… Их “нулевой” вагон прицепили в самый конец.

Утром мы узнали, что от нашего прицепного вагона осталась одна платформа, — говорит директор 107-й школы Челябинска Ирина Константинова. — Из 54 человек выжили 9. Завуч — Татьяна Викторовна лежала на нижней полке со своим 5-летним сыном. Так и погибли вдвоем. Не нашли ни нашего военрука Юрия Герасимовича Тулупова, ни любимую учительницу ребят Ирину Михайловну Стрельникову. Одного старшеклассника опознали только по часам, другого по сеточке, в которую родители положили продукты ему в дорогу.

Сердце защемило, когда прибыл поезд с родственниками пострадавших, — говорил Анатолий Безруков. — Они всматривались с надеждой в смятые, как бумажки, вагоны. Пожилые женщины ползали с целлофановыми пакетами в руках, надеясь найти хоть что-то оставшееся от своих родных.

После того, как раненных увезли обгоревшие и искореженные куски тел - руки, ноги, плечи собирали по всему лесу, снимали с деревьев и складывали на носилки. К вечеру, когда подошли рефрижераторы, таких носилок, заполненных человеческими останками, набралось около 20. Но и вечером солдаты гражданской обороны продолжали резаками извлекать из вагонов вплавленные в железо остатки плоти. В отдельную кучу складывали вещи, найденные в округе - детские игрушки и книжки, сумки и чемоданы, кофточки и брюки, почему-то целые и невредимые, даже не опаленные.

Салават Абдулин, отец погибшей старшеклассницы Ирины, нашел на пепелище ее заколку для волос, которую сам отремонтировал перед поездкой, ее рубашку.

В списках живых дочери не было, — будет вспоминать он позже. — Три дня мы искали ее в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам… Была там одна девочка. По возрасту похожа на нашу дочь. Головы не было. Черная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног тоже не было…

На одного ребенка претендовали сразу две матери

А в Уфе, Челябинске, Новосибирске, Самаре срочно освобождались места в стационарах. Чтобы вывести раненых из больниц Аши и Иглино в Уфу, задействовали вертолетное училище. Машины садились в центре города в парке Гафури за цирком — это место в Уфе и по сей день называют “вертолетной площадкой”. Машины взлетали каждые три минуты. К 11 утра все пострадавшие были доставлены в городские больницы.

— Первый больной поступил к нам в 6 часов 58 минут, — рассказывал заведующий ожоговым центром города Уфы Радик Медыхатович Зинатуллин. — С восьми утра до обеда — пошел массовый поток пострадавших. Ожоги были глубокие, практически у всех — ожоги верхних дыхательных путей. У половины пострадавших было обожжено более 70% тела. Наш центр только открылся, в запасе было достаточно и антибиотиков, и препаратов крови, и фибринной пленки, которую накладывают на обожженную поверхность. К обеду приехали бригады врачей из Ленинграда и Москвы.

Среди пострадавших было много детей. Помню, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сыночек…

Американские врачи, как узнали, прилетели из Штатов, сделав обход, сказали: “Выживет не больше 40 процентов”. Как при ядерном взрыве, когда главной травмой бывает именно ожог. Половину из тех, кого они считали обреченными, мы вытащили. Я помню десантника из Чебаркуля — Эдика Аширова, ювелира по профессии. Американцы сказали, что его надо перевести на наркотики и все. Мол, все равно не жилец. А мы его спасли! Он выписался одним из последних, в сентябре.

В штабах в эти дни царила невыносимая обстановка. Женщины цеплялись за малейшую надежду и подолгу не отходили от списков, там же падая в обморок.

Прибывшие из Днепропетровска на второй день после трагедии отец и молодая девчонка в отличие от других родственников, светились счастьем. Они приехали к сыну и мужу, в молодой семье - двое малышей.

Нам не нужны списки, - отмахиваются. - Мы знаем, что он выжил. В «Правде» написали на первой странице, он детей спасал. Знаем, что лежит в 21-й больнице.

Действительно, молодой офицер Андрей Донцов, возвращавшийся домой, прославился, когда вытаскивал из горящих вагонов детей. Но в публикации было указано, что у героя - 98% ожогов.

Жена и отец переминаются с ноги на ногу, им хочется быстрее покинуть скорбный штаб, где рыдают люди.

Забирайте, в морге, - сообщает телефон 21-й больницы.

Надя Шугаева, доярка из Новосибирской области вдруг начинает истерически смеяться.

Нашла, нашла!

Пытаются вымученно улыбнуться сопровождающие. Нашла отца и брата, сестру и малолетнего племянника. Нашла… в списках погибших.

За катастрофу ответили стрелочники.

Когда ветер еще носил пепел заживо сгоревших, к месту катастрофы пригнали мощнейшую технику. Опасаясь эпидемии из-за незахороненных фрагментов тел, размазанных по земле и начавших разлагаться, выжженную низину в 200 гектаров поспешили сровнять с землей.

За смерть человек, за страшные ожоги и увечья более тысячи человек ответили строители.

С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик — убрали и обходчика.

26 декабря 1992 года состоялся суд. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за трещины, нанесенной ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. Продуктопровод был засыпан с механическими повреждениями. Дело отправили на дорасследование.

Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор - всем подсудимым по два года в колонии-поселении. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”.

В морге работали афганцы.

Самую тяжелую работу взяли на себя воины-интернационалисты. Афганцы вызвались помогать спецслужбам там, где не выдерживали даже видавшие всякое врачи. Трупы погибших не помещались в уфимском морге на Цветочной и человеческие останки складировались в машинах рефрижераторах. Учитывая, что на улице стояла невозможная жара, запах вокруг импровизированных ледников был невыносимый, а мухи слетались со всей округи. Эта работа требовала от добровольцев выносливости и физической силы, все прибывавших погибших требовалось размещать на спешно сколоченных полках, навешивать бирки, сортировать. Многие не выдерживали, содрогаясь в рвотных судорогах.

Родственники, обезумевшие от горя, искавшие своих детей, ничего вокруг не замечали, пристально вглядываясь в обугленные фрагменты тел. Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, вели дикие диалоги:

Это не наша Леночка? - говорили они, столпившись вокруг черного куска мяса.

Нет, у нашей Леночки на ручках складочки были…

Как родители умудрялись опознать родное тело, для окружающих оставалось загадкой.

Для того, чтобы не травмировать родственников и уберечь их от посещения морга, в штабы привезли страшные фотоальбомы, разместив на страницах снимки с разных ракурсов фрагментов неопознанных тел. В этом ужасном сборнике смерти имелись страницы со штампом - «опознаны». Однако многие все-таки ехали в рефрижераторы, надеясь, что фотографии лгут. И на парней, недавно пришедших с настоящей войны, обрушивались страдания, которых они не видали, воюя с душманами. Зачастую парни оказывали первую медицинскую помощь тем, кто падал в обморок и оказывался на грани безумия от горя, или с бесстрастными лицами помогали переворачивать родным обугленные тела.

Мертвых не оживишь, отчаяние пришло, когда начали прибывать живые, - говорили потом афганцы, рассказывая о самых тяжелых переживаниях.

Счастливчики находились сами

Были и курьезные случаи.

Утром в сельсовет пришел мужчина с новосибирского поезда, с портфелем, в костюме, в галстуке — ни одной царапинки, — рассказывал участковый Анатолий Безруков. — А как выбрался из вспыхнувшего поезда — не помнит. Ночь в лесу в беспамятстве проплутал.

Являлись отставшие от поезда и в штабы.

Ищете меня? - поинтересовался парень, заглянувший в скорбное место на железнодорожном вокзале.

Зачем нам вас искать? - удивились там, но заученно заглянули в списки.

Есть! - обрадовался молодой человек, найдя свою фамилию в столбике пропавших без вести.

Александр Кузнецов загулял за несколько часов до трагедии. Вышел пива попить, а как ушел злополучный поезд не помнит. Провел на полустанке сутки, и лишь отрезвев, узнал о случившемся. Добрался до Уфы, сообщить, что живой. Мама юноши в это время методично обходила морги, мечтая найти хоть что-то от сыночка, чтобы похоронить. Домой мать и сын уехали вместе.

На месте взрыва отказывала субординация

Солдатам, работавшим на путях, выдавали по 100 граммов спирта. Трудно представить сколько им пришлось перелопатить металла и обгоревшей человеческой плоти. 11 вагонов было сброшено с пути, 7 из них полностью сгорело. Люди работали ожесточенно, не обращая внимания на жару, зловоние и витающий в этом клейком сиропе почти физический ужас смерти.

Ты что, ох…ел? - кричит молодой солдатик с автогеном пожилому мужчине в форме.

Генерал-полковник ГО осторожно поднимает ногу с человеческой челюсти.

Извините, - растерянно бормочет он и скрывается в штабе, находящемся в ближайшей палатке.

В это эпизоде все противоречивые эмоции, которые испытывали присутствующие: и злость на человеческую слабость перед стихией, и смущение - тихую радость, что собирают не их останки и ужас, перемешанный с отупением - когда смерти очень много - она уже не вызывает бурного отчаяния.

На месте трагедии путейцы обнаружили огромные суммы денег и ценные вещи. Все они были сданы государству, включая сберкнижку на 10 тысяч рублей. А через два дня выяснилось, что за мародерство арестован ашинский подросток. Троим удалось скрыться. Они, пока остальные спасали живых, срывали с мертвых вместе с обгоревшими пальцами и ушами золотые украшения. Если бы подонка не закрыли под серьезной охраной в Иглино, возмущенные местные жители разорвали бы его в клочья. Молодые менты разводили руками:

Знали бы, что преступника защищать придется…

Челябинск потерял хоккейную надежду.

Сто седьмая школа Челябинска потеряла под Уфой 45 человек, спортивный клуб “Трактор” — юношескую команду хоккеистов, двукратных чемпионов страны.

Лишь вратарь Боря Тортунов вынужден был остаться дома: бабушка сломала руку.

Из десяти хоккеистов — чемпионов Союза среди сборных регионов — выжил лишь один Александр Сычев, впоследствии игравший за клуб «Мечел». Гордость команды — нападающего Артема Масалова, защитников Сережу Генергарда, Андрея Кулаженкина, вратаря Олега Девятова вообще не нашли. Дольше всех из обожженных ребят, пять дней, прожил самый младший из хоккейной команды — Андрей Шевченко. 15 июня он отметил бы свое шестнадцатилетие.

— Мы с мужем успели его увидеть, — рассказывает мама Андрея Наталья Антоновна. — Нашли его по спискам в реанимации 21-й больницы Уфы. — Он лежал, как мумия, — весь в бинтах, лицо серо-коричневое, шея вся распухшая. В самолете, когда мы его везли в Москву, он все спрашивал: “Где ребята?” В 13-й больнице — филиале института им. Вишневского мы хотели его окрестить, но не успели. Через катетер три раза ввели ему врачи святую водичку… Ушел он от нас в день Вознесения Господня — тихо умер, без сознания.

Клуб “Трактор” через год после трагедии организовал турнир, посвященный памяти погибших хоккеистов, который стал традиционным. Вратарь погибшей команды “Трактор-73” Борис Тортунов, оставшийся тогда из-за бабушки дома, стал двукратным чемпионом страны и Кубка Европы. По его инициативе воспитанники школы “Трактор” собрали деньги на призы участникам турнира, которые по традиции вручают матери и отцы погибших ребят.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, из которых 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. По официальным данным на месте аварии было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

Самая крупная железнодорожная катастрофа произошла 28 лет назад - в июне 1989 года. На перегоне Уфа-Челябинск, в крушении двух поездов, погибли 575 человек, среди которых был 181 ребенок. Ранены были еще 600 человек.

Приблизительно в 00 часов 30 минут по местному времени, около поселка Улу-Теляк раздался мощный взрыв - и вверх на 1,5-2 километра поднялся столб огня. Зарево было видно за 100 километров. В деревенских домах вылетели из окон стекла. Взрывная волна повалила непроходимую тайгу вдоль железной дороги на расстоянии трех километров. Столетние деревья горели, как большие спички.

Днем позже, я летал на вертолете над местом катастрофы, и видел громадное черное, словно выжженное напалмом пятно, диаметром более километра, в центре которого лежали искореженные взрывом вагоны.

По оценке специалистов, эквивалент взрыва составлял около 300 тонн тротила, а мощность была сравнима с взрывом в Хиросиме - 12 килотонн. В этот момент там проходили два пассажирских поезда - «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск». Все пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали отдых на Черном море. Им на встречу ехали те, кто возвращался из отпуска. Взрыв уничтожил 38 вагонов, два электровоза. Еще 14 вагонов взрывная волна сбросила с путей под откос, «завязав» в узлы 350 метров путей.

Как рассказывали очевидцы, десятки людей, выброшенные взрывом из поездов, метались вдоль железной дороги, словно живые факелы. Гибли целыми семьями. Температура была адской - на погибших сохранились оплавленные золотые украшения (а температура плавления золота выше 1000 градусов). В огненном котле люди испарялись, превращались в пепел. Впоследствии всех опознать не удалось, погибшие так обгорели, что невозможно было определить, мужчина это или женщина. Почти треть погибших хоронили неопознанными.

В одном из вагонов ехали юные хоккеисты челябинского «Трактора» (команда 1973 года рождения) - кандидаты в юношескую сборную СССР. Десять парней отправились на отдых. Девять из них погибли. В другом вагоне было 50 челябинских школьников, ехавших на сбор черешни в Молдавию. Когда произошел взрыв, дети крепко спали, и невредимыми осталось только девять человек. Ни один из учителей не выжил.

Что произошло на самом деле на 1710 километре? Рядом с железной дорогой проходил газопровод Сибирь - Урал - Поволжье. По трубе диаметром в 700 мм шел газ высокого давления. Из разрыва магистрали (около двух метров) произошла утечка газа, который разлился по земле, заполнив собой две большие ложбины - от прилегающего леса и до железной дороги. Как оказалось, утечка газа началась там давно, гремучая смесь накапливалась почти месяц. Об этом не раз говорили местные жители и машинисты проходящих поездов - запах газа чувствовался за 8 километров. О запахе в тот же день сообщил и один из машинистов «курортного» поезда. Это были его последние слова. По расписанию, составы должны были разминуться в другом месте, но поезд, следовавший в Адлер, опаздывал на 7 минут. Машинисту пришлось остановиться на одной из станций, где ожидающим врачам проводники передали женщину, у которой начались преждевременные роды. И потом один из поездов, спускаясь в низину, притормозил, и из-под колес полетели искры. Так оба поезда и влетели в смертельное газовое облако, которое взорвалось.

Каким-то чудом преодолев бездорожье, через два часа к месту трагедии прибыли 100 врачебно-сестринских бригад, 138 санитарных машин, три вертолета, работали 14 бригад «скорой помощи», 42 санитарные дружины, а затем и просто грузовики и самосвалы эвакуировали пострадавших пассажиров. Их привозили «вповалку» - живых, раненых, мертвых. Разбираться было некогда, грузили в кромешной тьме и спешке. В первую очередь в больницы отправляли тех, кого можно было спасти.

Людей со стопроцентными ожогами оставляли - помогая одному такому безнадежному, можно было потерять двадцать человек, у которых был шанс выжить. Больницы Уфы и Аши, принявшие основную нагрузку, были переполнены. Американские врачи, прибывшие в Уфу на помощь, увидев пациентов ожогового Центра, констатировали: «выживет не более 40 процентов, этих и этих вообще лечить не надо». Наши врачи сумели спасти более половины из тех, кого уже считали обреченными.

Следствие о причинах катастрофы вела Прокуратура СССР. Выяснилось, что трубопровод оставался практически без присмотра. К этому времени, из экономии или халатности были отменены облеты трубопровода, упразднена должность обходчика. Девяти лицам в итоге предъявили обвинения, с максимальной мерой наказания - 5 лет тюрьмы. После суда, который состоялся 26 декабря 1992 года, дело было отправлено на новое «расследование». В результате только двое были осуждены: два года с высылкой за пределы Уфы. Судебное разбирательство, продолжавшееся 6 лет, насчитывало двести томов показаний людей, имевших отношение к строительству газопровода. Но все закончилось наказанием «стрелочников».

Рядом с местом катастрофы сооружен восьмиметровый мемориал. На гранитной плите выбиты имена 575 жертв. Здесь ж, покоятся 327 урн с прахом. Вокруг мемориала за 28 лет выросли сосны - на месте прежних, погибших. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт - «Платформа 1710 километр». Все электрички, идущие из Уфы на Ашу, делают здесь остановку. У подножья монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер - Новосибирск.

1989 год - самая страшная железнодорожная катастрофа на на участке дороги Аша – Уфа, унесла жизни почти 600 человек, треть из которых дети, погибших в поездах №211 Новосибирск - Адлер и №212 Адлер - Новосибирск в результате взрыва трубопровода. Халатность, ужасающее совпадение, сломанные судьбы, кошмар и людское горе...
4 июня 1989 года - дата крупнейшей железнодорожной катастрофы в СССР. Два поезда №211 Новосибирск - Адлер и №212 Адлер - Новосибирск встретились в одной точке. Внутри поездов находилось (по официальным данным) 1370 человек, включая 383 ребенка. Однако отметим, что на детей до пяти лет билеты не продавались, а люди ехали семьями на отдых и с отдыха. В катастрофе трагически погибли талантливые юные хоккеисты школы «Трактор» 1973 года рождения – двукратные чемпионы СССР - из десяти мальчишек, выжил лишь один.

По официальным оценкам сила взрыва равнялась 300 тоннам в тротиловом эквиваленте. Взрыв уничтожил два поезда, встретившихся в роковом совпадении на 1710 километре Транссиба - выгоревшие и выгнутые дугой вагоны, рельсы, скрученные в узел и сотни сгоревших людей. Одиннадцать вагонов, сошедших с рельс, семь из которых выгорели до тла...

Трубопровод ПК-1086 Западная Сибирь - Урал - Поволжье, построенный в 1984 году планировался под транспортировку нефти, однако в последний момент его "перепрофилировали" под продуктопровод - транспортировку "широкой фракции легких углеводородов" - смеси пропана, бутана и более тяжелых углеводородов. Это была одна из первых ошибок на пути к катастрофе.

273 километра трубопровода (из 1852 километров общей длины) - проходили непосредственно около железной дороги и в некоторых местах трубопровод опасно сближался с населенными пунктами (участок 1428-го по 1431-й километр ПК-1086 прошел менее чем в километре от башкирской деревни Средний Казаяк), что является грубейшим нарушением безопасности.

Принятое решение о проведении земляных работ на 1431-м километре и работавшие там мощные экскаваторы, причинили механические повреждения и даже после окончания работ не была проверена изоляция и сохранность трубопровода на проводимом участке строительства.

Четыре года через узкую щель длиной 1,7 метра в окружающую среду вытекала пропаново-бутановая смесь - испарялась, смешивалась с воздухом и, будучи тяжелее него, скапливалась в низине, расположенной всего в 900 метрах от Транссиба.

Ужасен тот момент, что машинисты обращали внимание диспетчеров участка на сильный запах газа в районе 1710-го километра дороги, но диспетчеры не обращали внимания на жалобы. Также было отмечено падение давления в трубопроводе, но вместо того, чтобы проверить, с чем это связано, было принято решение увеличить подачу газа, для компенсации давления.

Моменты в роковой случайности - поезда Новосибирск - Адлер и Адлер - Новосибирск никак не могли встретиться в этой роковой точке ни при каких обстоятельствах, если бы следовали по расписанию. Однако технические причины задержали поезд №212, а 211 останавливался на станции из-за рожавшей женщины. Таким образом совокупность множества моментов, халатности и беспечности, немыслимое в своих кошмарах совпадение, привело к катастрофе.

Два опаздывающих поезда встретились на 1710-м километре Транссиба в 1:14 ночи, где в результате случайной искры от затяжного торможения (а быть может от выброшенного окурка) воспламенилось газовое озеро, и взрыв газа превратил дорогу, лес и два поезда в кромешный горящий ад.

В гигантском пожаре мгновенно сгорели более 250 человек. Точные цифры невозможно указать, т.к. в эпицентре взрыва температура достигала 1000 градусов и плавилось все. От многих пассажиров не осталось вообще ничего, многие, обожженные, умирали уже в больницах - туда было доставлено 317 человек. Люди погибали семьями, дети - целыми классами вместе с преподавателями, сопровождавшими их на отдых. Многим не оставалось ничего для опознания и захоронения. Около 700 человек получили различные травмы, многие остались инвалидами на всю жизнь.
По словам очевидца - милиционера, прибывшего одним из первых на место катастрофы - горело все - лес, рельсы, вагоны, люди. Милиционеры отлавливали бегающих как факелы люди и пытались сбить с них огонь.

Поразительным моментом является кортеж Горбачева и Рыжкова, выехавший на место катастрофы - на 6 часов были перекрыты все подъездные пути и многие семьи так и не застали своих умирающих родственников живыми. Еще не осевший от погибших пепел и 200 гектар леса сровняли мощнейшей техникой с землей, опасаясь эпидемии.

Трубопровод ПК-1086 был закрыт и демонтирован. Засыпанная низина была засажена новыми деревьями. В 1992 году был открыт мемориал и появилась новая платформа «1710-й километр», около которой останавливаются все электропоезда.

Обвинения в трагедии, после шестилетнего разбирательства, были предъявлены работникам строительно-монтажного управления, однако почти все отделались лишь минимальными, а то и вовсе условными сроками.
Катастрофа стала одной из самых крупных из трагедий, случившихся на закате СССР.

Последние материалы сайта