Полуторный клинок. Бастард и полутораручный меч. Типы полутораручных мечей по Оукшотту

17.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Клинковое оружие, являвшееся основой арсенала западноевропейского рыцарства в XIV — XV веках.
Полуторный меч - один из наиболее известных представителей длинноклинкового оружия, прежде всего ассоциирующийся с рыцарями и западноевропейским военным искусством. Он появился в Европе в первой трети XIV столетия в связи с начавшимся распространением пластинчатых доспехов, малоуязвимых для одноручных мечей.






Новое оружие получило более длинную и массивную рукоять, которую можно удерживать как одной, так и двумя руками, и клинок длиной до метра, предназначавшийся для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Полуторный меч был отлично сбалансирован и мог использоваться как самостоятельно, так и вместе со щитом или с другим оружием ближнего боя (топориком, булавой, боевым цепом).

Полуторный меч изготавливался из высококачественной стали, не уступая по этому показателю ни японским, ни арабским или индийским клинкам. Технология изготовления длинноклинкового стального оружия была известна европейским мастерам ещё в III в. до н.э., то есть задолго до того, как ей овладели японцы. Более того, заточка и шлифовка европейских клинков японскими мастерами показала отсутствие значительных различий в качестве стали.

Новое оружие немедленно приобрело высокую популярность среди рыцарей благодаря оптимальному сочетанию веса, маневренности и мощи удара. На территории Европы это был один из наиболее распространённых видов длинноклинкового оружия.

Все его части могли быть использованы в качестве оружия. «Fechtbücher» Ганса Талхоффера описывает в числе прочих удары крестовиной рукояти и массивным навершием (любой из них мог без проблем пробить черепную коробку). Мощный рубящий удар мог также рассечь противника (конечно, небронированного) от плеча до паха; описываются также случаи, когда клинок разрубал шлем, череп и застревал в зубах. Колющему удару не были помехой ни кольчуга, ни кожаный, ни стёганый панцирь. Поздние полуторные мечи имели сужающийся к острию клинок, специально предназначенный для нанесения колющих ударов в сочленения латных доспехов.

«Полуторники» широко применялись рыцарями Западной Европы во время всех войн XIV — XV веков. В конце XV столетия распространение сплошных латных доспехов и очевидная неэффективность применения клинкового оружия против них способствовали быстрому исчезновению их из арсеналов европейских армий. Впоследствии место полутораручного меча в арсенале тяжёлой конницы и знатных персон заняли палаш и шпага.

Полутораручный меч (полуторный) - меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти).

Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту)

Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки.

Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно - "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

Критерий выделения полутораручных мечей: длина, превосходящая длину одноручного меча, но не более, чем по солнечное сплетение владельца. Вес полутораручных мечей - не менее 1200 г, не более 2400 г. Баланс полутораручных мечей - не менее двух ладоней от гарды в сторону острия. Полутораручные мечи поражают рубящими, режущими ударами.

Соответственно смысл бастарда как раз в том, что он позволяет использовать как технику одноручника, так и технику двуручника.

Применительно к одноручному мечу говорят как правило о комбинации меч+щит - такая комбинация была наиболее распространенной и в большинстве случаев наиболее рациональной. Использование щита и меча предполагает хорошо развитую защиту (не только в рукопашной, но и от метательного оружия) с возможностью контратаки - вы можете атаковать противника до того как он закончит свою атаку.

Существует большое разнообразие щитов и такое же большое разнообразие методов их использования - большой квадратный щит в технике использования совсем не похож на маленький и маневренный баклер. Удар в край щита может привести к тому, что клинок на мгновение застрянет в нем, и таким образом будет невозможно сразу же вернуть его исходное положение или возобновить атаку (а также откроет руку для контратаки). По этой причине часто использовались именно щиты без металлической оковки. В большинстве случаев боец со щитом в рукопашной не стремится полностью за него спрятаться - наоборот, большинство стоек со щитом закрывают лишь левую сторону, сознательно открывая противнику правую сторону. Такая стойка "приглашает" противника атаковать правую сторону и дает вам возможность заранее знать направление удара.

При этом не стоит забывать о защитном потенциале вашего меча - им также можно парировать атаки противника (тут нужно подчеркнуть, что при парировании рубящих ударов следует избегать контактов "лезвие-в-лезвие". Для защиты предпочтительнее использовать плоскость меча, и не подставлять его под удар подобно щиту, а уводить им оружие противника в сторону. Но это отдельная тема)

Двуручники получили распространение в связи с развитием защитного снаряжения: боец в прочном пластинчатом доспехе мог отказатся от щита в пользу большей скорости и силы ударов. Основная роль защиты главным образом отводилась уходу с линии атаки и парированию. Большая длинна клинка также дает возможность держать противника на почтительном расстоянии. Большая скорость ударов обусловлена так называемой "рычажной" работой мечом: меч удерживается широким хватом так, что правая рука лежит возле гарды, левая - возле навершия и расстояние между ними должно быть не меньше ладони. При нанесении рубящего удара одна рука полкает меч, а другая наоборот, тянет. Уколы чаще всего выполняются одной рукой, левая только в начальной фазе помогает, выталкивая меч. Боец в прочной пластинчатой броне иногда может сознательно пропустить удар, концентрируя внимание на ответной атаке. Но при этом он не будет стоять, как истукан или тупо шагать вперед, изображая из себя танк. Достаточно повернуть или отклонить в сторону корпус - и удар, который должен был разрубить его, лишь скользнет по броне, практически не нанося ей повреждения.

Однако отсутствие щита в начале боя могло стоить солдату жизни. Пластинчатая броня была хорошо сконструирована для боя в ней, и далека от громоздкого, неуклюжего клише, созданного Голливудом. Но тем не менее солдат без щита - идеальная мишень для лучника. В рукопашной отсутствие щита тоже может иметь неприятные последствия.

Поэтому одновременно с распространением двуручных мечей стали широко использоваться полутораручные мечи, как наиболее универсальные. Такой меч имеет широкую рукоять (иногда составную) и достаточно мощное навершие

По длинне клинка полуторка представляет собой промежуточный вариант между одноручным и двуручным мечами. Клинок как правило сужающийся к острию, что дает большую свободу уколов и делает оружие очень быстрым в защите.

Полутораручный меч в начале боя как правило использовался в комбинации со щитом (гораздо реже в паре с другим оружием - кинжалом или мечом). Когда дает о себе знать усталость боец может забросить тяжелый щит на спину (или вообще отбросить в сторону) и фехтовать полуторкой двумя руками.

Ценность этого оружия на мой взгляд заключается прежде всего в его универсальности.

Полутораручный меч - оружие на все случаи жизни, поэтому неудивительно, что он был так широко распространенн в средневековой Европе.

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье, приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)

Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc (середина 15 века – начало 16 века)

Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)

Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)

Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как шотландский клеймор (клинки длиной около 108-110 см) и германский цвайхандер (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский montante. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389г аккредитованное Johannes Liechtenauer. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью студентов Liechtenauer, таких как Sigmund Ringeck, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким руководствам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Jakob Sutor, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri"s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Giuseppe Colombani, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Giuseppe Cerri"s «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

Полуторный меч (длинный меч) - тип европейского меча , используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 - 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные с приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немногим больше 2 кг.

Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в атакующих целях, включая гарду и .

Что касается средневекового периода, типология Окшотта упоминает мечи подтипов XIIa и XIIIa второй половины Высокого Средневековья, приблизительно 1250-1350 гг., как предков полуторных мечей. Окшотт называет эти мечи «великими мечами» (great swords), и указывает на их полутораручные рукояти (с длиной, достаточной для того, чтобы удерживать второй рукой рукоять за навершие), и относительно большие клинки (порядка 90 см). Эти мечи были в большинстве своем заметно длиннее и шире, чем современные им одноручные мечи. Позднее, в Позднем Средневековье , приблизительно в 1350-1550 гг., возникли различные подтипы полуторных мечей:

  • Средняя длина клинка около 81 см: подтип XVIa (начало 14 века)
  • Средняя длина клинка около 87 см: подтип XVIIIc
  • Средняя длина клинка 87 см, с разбросом от 76 до 96 см: Тип XX (14-15 века), подтип XXa (14-15 века)
  • Средняя длина клинка 89 см: подтип XVa (конец 13 века – начало 16 века), подтип XVIIa (середина 14 века – начало 15 века)
  • Средняя длина клинка 99 см, с разбросом от 91 до 107 см: подтипы XVIIIa (середина 14 века – начало 15 века), XVIIIb (начало 15 века – середина 16 века), XVIIId (середина 15 века – начало 16 века), XVIIIe (середина 15 века – начало 16 века)

Стоит отметить, что последний подтип XVIIIe иногда описывается как классический двуручный меч. Хотя все описанные выше типы мечей Позднего Вредневековья могут считаться «двуручными мечами», типология Окшотта не охватывает истинные двуручные мечи Ренессанса, с поистине огромными клинками, такие как (клинки длиной около 108-110 см) и (клинки в среднем около 135 см).

Современная терминология включает голландский grootzwaard, немецкий Langschwert, итальянский спадон или длинный меч (lunga) и португальский монтанте. Французская шпага batarde ссылается на бастард, тип полуторного меча. Термины «полутораручный меч», «greatsword», и «бастард» используются в разговорной речи применительно к полуторным мечам в целом.

История полуторного меча

Развитие меча прежде и после появление полуторного меча не было полностью линейно. Мечи старшего типа могли сосуществовать с более новыми вариантами в течение достаточно долгого времени, мешая прослеживать единый путь развития меча. Вместо этого направление развития меча является многослойным, с некоторыми видами мечей, развивающимися из более ранних типов, действующих подобно их современникам, и, в конечном счете, забытыми, в то время как оригинальный меч продолжал использоваться в течение более позднего времени.

Точно так же варианты отдельного типа меча могли появиться, не заменяя его, а просто сосуществуя вместе, пока некоторая новая разработка не подошла близко к обоим из этих типов оружия. Такие ситуации демонстрируют и путь развития меча в целом, и взлет и падение полуторного меча как хронологически туманного и запутанного широтой определений - как нашего времени, так и современников.

Полуторный меч, с его более длинной рукоятью и клинком, стал популярным в течение 14 века и продолжал широко использоваться, как это видно в произведениях искусства и записях данного периода, с 1250 до 1550 годов. Полуторный меч был мощным и универсальным оружием, но не считался единственным оружием, необходимым для изучения боевых искусств. Sigmund Ringeck, влиятельный автор руководств по боевым искусствам, пишет, что молодые рыцари должны учиться «бороться хорошо, (и) умело владеть копьем , мечом, и кинжалом весьма храбро». Очевидно, что даже искусному фехтовальщику на мече, другое оружие и методы его использования также очень важны для сражения. Однако, для близкого боя пехоты, полуторные мечи ценили из-за их многогранности (в применении) и потенциала убивать.

По Окшотту, полуторные мечи находятся в типах XIIa и XIIIa, так как первые ранние варианты полуторных мечей возникают как просто более длинные версии одноручных мечей. Есть редкие археологические находки мечей этого типа с конца 12 века. Соревнуясь в увеличении длины рукояти и увеличении длины клинка, полуторные мечи было мощным рубящим оружием, возможно разработанным для сражений во время преобладания и . Это оружие также точно соответствует современному разговорному выражению "полутораручный меч", как отмечает Окшотт, поскольку они не обеспечивали полный двуручный захват рукояти так же, как некоторые сохранившиеся до нашего времени ранние образцы и цвайхандер в 16 века.

Бастарды

Бастард (нем. bastard), или современный espee bastarde, является типом меча, датирующегося примерно началом 15 века. Он получил такое имя, потому что не вписывался ни в семейство одноручных мечей, ни в семейство двуручных, вследствие чего он был назван «ублюдок» (именно так переводится слово bastard). Эти мечи обладали более длинными эфесами, подобными эфесам полуторных мечей. Дополнительного места на гарде было недостаточно, чтобы держать меч обеими руками, однако его хватало, чтобы дополнительно использовать несколько пальцев или часть кисти, обеспечивая дополнительные рычаги. Эфесы бастардов часто имеют утонченный вид, как в типе XVIa по Окшотту. Бастард более чем полуторный меч подходит под класс «полутораручный меч», поскольку некоторые полуторные мечи обеспечивали значительно больше места на гарде для удержания меча, чем дополнительная «половина» руки. Так же, более короткая длина меча в 115-140 см помещала бастард на полпути между более коротким одноручным мечом и большим (и иногда полностью двуручным) полуторным мечом.

Как и все другие типы мечей, бастард существовал во многих вариантах, в основном имеющих тенденцию к сильно клиновидному и более толстому клинку. Эта особенность, наряду с относительно маленькой длиной клинка относительно длины эфеса, делало бастард очень точным и быстрым мечом, и хорошо подходила для рубящих и колющих ударов. Форма бастарда стала развиваться от полуторного меча в начале 15 века от переходных мечей, развивающихся от спаты . Подобно первым переходным мечам, первые бастарды имели простую или крестообразную гарду, и круглое или колесообразное навершие. Более позднее развитие оружия, однако, включает в себя изогнутые гарды, кольцевые гарды, и составные эфесы, подобные эфесам типа «корзина» (мечи, такие как скьявона , имели гарду, защищающую почти всю руку). Они служили для обеспечения дополнительной защиты для рук, и могли положительно сказываться на балансе оружия.

Мечи с комбинированными эфесами включают в себя немецкий рейшверт (Reitschwert) - вид меча всадника, и «Degen» или «рыцарский меч». Возможно, однако, что эти мечи - фактически одноручные варианты эстока .

Форма полуторных мечей

В то время как почти каждый полуторный меч несколько отличается от другого, большинство содержит несколько основных частей. Клинок меча являет собой режущую часть оружия и обычно является обоюдоострым. Клинки имеют множество форм и размеров. Широкие и тонкие клинки более эффективны для ориентированных на рубящие удары полуторных мечей, в то время как толстые конические клинки более эффективны для колющих ударов. Однако все полуторные мечи были эффективны для рубящих, режущих и колющих ударов, и вариации формы влияли только на незначительные особенности применения. Эфес - это часть меча, который не является клинком - по существу все остальное. Как и клинки, эфесы развивались и менялись в течение долгого времени под влиянием как моды, так и разработки мечей для определенных целей.

Клинок средневекового полуторного меча является прямым и преобладающе обоюдоострым. Конструкция клинка является относительно тонкой, с прочностью, обеспечиваемой точной геометрией клинка. В течение долгого времени, как свидетельствует типология Окшотта и другие подобные системы, клинки полуторных мечей становятся немного более длинными, более толстыми в поперечном сечении, менее широкими, и значительно более тонкими (на конце). Эти изменения меча в значительной степени обусловлены использованием латных доспехов как весьма эффективной защиты, более или менее сводящих на нет способность меча прорубить доспех. Вместо прорубания, полуторные мечи использовались в основном для нанесения колющих ударов против противника в латном доспехе, требуя для этого более острого и более твердого клинка. Однако, рубящая способность полуторных мечей полностью никогда не устранялась, как например в некоторых более поздних рапирах , но была не так важна, как колющая.

Клинки значительно различаются по поперечному сечению, так же как по длине и ширине. Две наиболее канонических формы поперечного сечения клинка - двояковыпуклое и алмазообразное. Двояковыпуклые клинки представляют собой в поперечном сечении тонкие двояковыпуклые линзы, обеспечивая тем самым адекватную толщину для прочности в центре клинка, и достаточно тонкие края для нанесения рубящих ударов. Алмазообразный клинок имел спуски лезвия непосредственно от краев клинка, без кривых элементов двояковыпуклого клинка. Центральная область клинка, имеющего такую геометрию, известен как riser, самая толстая часть лезвия, обеспечивающая его жесткость. Эти две основных конструкции дополняются дополнительными способами ковки, которые дают некоторые вариации этих двух сечений.

Самыми распространенными из таких вариаций клинка являются клинки с и клинки с облегченным рикассо. В то время как обе из этих вариаций сводятся к удалению материала из лезвия, они различаются прежде всего местоположением изымаемого материала и итоговым результатом. Долы - это углубления или каналы, «удаленные» из клинка, в полуторных мечах, обычно идущие вдоль центра клинка и начинающиеся у эфеса или рядом с ним. Подобное удаление материала позволяет кузнецу значительно облегчить оружие, не жертвуя прочностью, подобно двутавровой балке. Хотя в разговорной речи эти долы часто называют кровостоками, долы не были разработаны ни для того, чтобы позволить крови вытекать из раны быстрее, ни для облегчения вытаскивания меча. Долы различаются количеством и толщиной на клинке, от некоторых невероятно широких долов, охватывающих почти всю ширину оружия, до меньших и более многочисленных долов, обычно более тонких. Длина долов так же имеет различные вариации - на некоторых рубящих клинках дол может идти почти на всю длину клинка, в то время как на других клинках длина долы составляет от трети до половины от всей длины клинка. У клинков с облегенным рикассо имеются выемки материала с каждой стороны основания клинка, тем самым утончая геометрию края клинка, при этом сохраняя утолщенную область в центре клинка, чтобы обеспечить его прочность.

У полуторных мечей существует множество вариантов эфесов, с различными видами наверший и гард, изменяющиеся в течение долгого времени, чтобы улучшения различных свойства клинка и соответствия возникающим новым тенденциям.

Бой полуторным мечом

Бой с полуторным мечом не был столь варварским и беспорядочным, как часто изображается. Существовали системы борьбы, с множеством стилей и учителей, каждый из которых предлагал несколько отличающуюся от других технику боя. Полуторный меч был быстрым, эффективным, и универсальным оружием, способным к смертельным уколам, режущим и рубящим ударам. Клинок обычно использовался с захватом эфеса обеими руками, одна из рук близко к навершию, или на нем. Однако, при некоторых обстоятельствах, этот меч мог удерживаться только одной рукой. В описаниях дуэлей можно видеть бойцов, удерживающих остроконечный полуторный меч в одной руке, оставляя другую руку для удержания большого дуэльного щита. Другой вариант использования обуславливается наличием доспеха. Half-swording («техника полумеча») - это техника, использующая обе руки, одна из которых находится на эфесе, другая же лежит на самом клинке, для лучшего управления мечом при уколах и ударах. Эта универсальность была уникальна, поскольку множество работ отмечают, что обучение владению полуторным мечом давало основу для изучения множества других видов оружия, включая копья, дубинки и древковое оружие. Использование полуторного меча при атаке не ограничивалось только использованием клинка, поскольку некоторые руководства по фехтованию описывают и изображают использование навершия и гарды в качестве атакующего оружия. Гарда использовалась как крюк для того, чтобы опрокинуть или сбить противника с ног.

Все то, что известно о бое с использованием полуторного меча, дошло до нас из художественных описаний сражений из рукописей и мануалов средневековых мастеров и мастеров эпохи Возрождения. В них было описание основ боя и, в некоторых случаях, соответствующие изображения. Немецкая школа искусства фехтования включает самый ранний известный мануал по фехтованию полуторным мечом, руководство, датированное приблизительно 1389 годом, аккредитованное Йоханном Лейхнауэром. Это руководство, к сожалению для современных ученых, было написано неясным стихом. С помощью учеников Лейхнауэра, таких как Зигмунд Рингек, это руководство было переведено в более понятную прозу, что сделало его более систематизированным и понятным. Другие специалисты так же проводили подобную работу, иногда сопровождая ее множеством изображений, поясняющих текст.

Итальянская школа искусства фехтования была другой базовой школой использования полуторного меча. Рукопись Fiore dei Liberi, датированная 1410 годом, описывает множество способов использования полуторного меча. Подобно немецким фехтбухам, оружие обычно изображено и описано как удерживаемое обеими руками за эфес. Однако, раздел, посвященный одноручному применению меча, занимает заметный объем руководства, и демонстрирует различные методы и преимущества одноручной техники, такие как внезапный дополнительный выпад. Руководство также описывает технику полумеча как неотъемлемую часть боя в доспехах.

Обе школы пережили спад в конце 16 века, с приходом более поздних итальянских мастеров, воздерживающимися от полуторного меча, и сосредоточившимися прежде всего на фехтовании на рапире. Последнее известное немецкое руководство, включающее в себя обучение технике фехтования полуторным мечом, было руководством Якоба Сьютора, изданное в 1612 году. В Италии обучение фехтованию на спадоне, или полуторном мече, продолжалось, несмотря на популярность рапиры, по крайней мере до середины 17 века (Lo Spadone Alfieri"s 1653), с последним трактатом «Двуручные мечи» некого Джузеппе Колобани, дантистом из Венеции, датирующегося 1711 годом. Эти традиции обучения, возможно, выжили в 19-20 веках в виде итальянской борьбы на палках, например, в работе Джузеппе Серри «Trattato teorico e pratico della scherma di bastone» 1854 года. Однако, несомненно то, что расцвет полуторных мечей на полях сражений закончился к 1500 годам.

«Голое фехтование»

Blobfechten, или «голое фехтование», являются техникой фехтования без существенных защитных доспехов, таких как латный доспех, или кольчуга. Уязвимые цели, такие как голова и верхняя часть туловища, полностью незащищены, за исключением обычной одежды, во время "голого" фехтования. Нехватка существенной защиты туловища и конечностей приводит к использованию большого количества рубящих и режущих ударов, в дополнение к уколам. Эти удары могли быть практически сразу фатальными или выводящими из строя, такие как укол в голову, в сердце, или главный кровеносный сосуд, что вызовет обширное кровотечение. Точно так же, сильные рубящие удары могли прорубить кожу и кости, эффективно ампутируя конечности. Руки и предплечья - частая цель некоторых рубящих и режущих ударов в защитном или атакующем маневре, служащих, чтобы искалечить противника и позволить фехтовальщику нанести следующий удар.

Фехтование в доспехах

Harnischfechten, или «фехтование в доспехах», описывает бой в защитном костюме, обычно в латном доспехе. Увеличенная защищенность человека, одетого в «full harnisse» (полный латный доспех), привела к радикальному изменению техники фехтования мечом. В то время как рубящие удары были более-менее эффективны против противника, защищенного только отдельными латными элементами доспеха, рубящие и режущие удары против противника в полном латном доспехе были уже практически полностью неэффективны для нанесения любого вида резаной раны, поскольку меч просто не мог прорубить сталь. Вместо этого энергия рубящего удара переходит практически полностью в энергию «сотрясающего» удара. Позже закаленный латный доспех, в сочетании с гребнями и шипами на нем, фактически стал угрозой для неосторожного нападающего. При сильных ударах меча по латному доспеху было вполне возможно повредить клинок меча, тем самым делая его намного менее эффективным для рубящих ударов, и способным нанести только «сотрясающий» удар защищенному противнику.

Для преодоления данной проблемы, мечи стали использоваться в основном для нанесения колющих ударов. Оружие использовалось в технике «полумеча», с одной или обеими руками на клинке. Это позволяло увеличить точность и силу колющих ударов, и позволяло использовать больше рычагов для Ringen-Schwert («Борьбы на мечах»). Эта техника комбинирует использование меча с элементами борьбы, обеспечивая возможности сделать подножку, разоружить, остановить, или бросить противника, тем самым поместив его в менее выгодную позицию. При использовании техники полумеча, весь меч работает как оружие, включая в себя навершие и гарду, выполняющие функции булавы .

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.

Последние материалы сайта